Как открыть диск с МРТ или КТ снимками? Рентген-снимок: описание процедуры, расшифровка и рекомендации

Чтение рентгеновских снимков независимыми врачами-рентгенологами онлайн – мечта современного человека. Сервис рад предложить клиентам данный вид услуг. Врачи лучевой диагностики (наши консультанты) ежедневно встречаются с клиническими ситуациями, описывают десятки рентгенограмм, мрт томограмм. Высокое качество, доступные цены, предоставление консультации онлайн, по телефону, скайп позволяет врачам быть доступными для пользователей сайта.

Pентгенограмма тазобедренных суставов

Чтение рентгеновских снимков – особенности

Правильное чтение рентгеновских снимков возможно врачом лучевой диагностики со стажем. Сразу после окончания института молодой специалист не сможет правильно интерпретировать рентгенологическую картину, так как у каждого человека индивидуальные особенности анатомии. Только с годами глаз «научиться» отличать норму на снимке от патологии.

Алгоритм оценки рентгеновских симптомов (синдромы просветления, затемнения):

  • Положение;
  • Интенсивность;
  • Число;
  • Размеры;
  • Форма;
  • Контуры;
  • Рисунок;
  • Смещаемость.

Каждый рентгеновский синдром следует оценивать по приведенному алгоритму.

Для примера приведем чтение рентгеновских снимков легких врачом-рентгенологом.

Протокол рентгенологического обследования пациента (профосмотр)

Вид исследования: флюорография легких

На представленной цифровой рентгенограмме легких в прямой проекции прослеживается сгущение легочного рисунка в проекции обоих легочных полей. Корни тяжисты. Контуры диафрагмы и реберно-диафрагмальные синусы без особенностей. Сердечная тень обычной конфигурации.

Заключение: инфильтрации не отмечается.

Для человека без медицинского образования сложно понять медицинские термины, поэтому объясним их подробнее:

  • Сгущение легочного рисунка – увеличение количества артерий и вен на квадратную площадь легких;
  • Корни тяжисты – расхождение сосудистой сети в виде тяжей. Встречается при хронических легочных заболеваниях;
  • Контуры диафрагмы без особенностей – фраза описывает нормальное анатомическое расположение куполов;
  • Реберно-диафрагмальные синусы без особенностей – в проекции полостей не наблюдается свободной жидкости или фиброзных разрастаний;
  • Сердечная тень обычной конфигурации – анатомическая структура сердца не изменена.

Такое чтение рентгеновских изображений в норме. При наличии патологических синдромов врачи-рентгенологи подробным образом вначале описывают изменения легких, а нормальные ткани – в последнюю. Существует два основных рентгенологических синдрома – затемнение, просветления, на основе которых можно описать каждое изменения на рентгенограмме.

Чтение снимка обязательно состоит из описательной и заключительной частей. Каждый человек обязан знать дозу облучения, полученную при обследовании. Она указывается в протоколе рентгенологического заключения.

Расшифровка рентгенограмм легких – самая сложная отрасль рентгенологии. В данном органе часто прослеживается комбинированная патология. Это происходит по двум причинам:

  1. Легкие не содержат болевых рецепторов;
  2. Среди населения распространено курение.

Врачи лучевой диагностики знают, что нужно тщательно анализировать легочную паренхиму. Начальное проявление рака – небольшое затемнение (около 5 мм). Если его пропустить, то через несколько месяцев опухоль станет крупной.

Предлагаем независимое чтение рентгенограмм. Если сомневаетесь в заключении своего рентгенолога, отправьте снимки нашим специалистам. Проанализируем рентгеновские синдромы, составим квалифицированное заключение. В сложных ситуациях проводим консилиум между врачами-рентгенологами, мрт, компьютерной томографии.

Чтение мрт снимков – как расшифровать правильно

Чтение мрт снимков создает сложности не только для человека. Расшифровать магнитно-резонансную томограмму не сможет даже подготовленный врач-рентгенолог. Для анализа мрт необходимо знание основ формирования изображений при прохождении исследуемой области через магнитное поле.

Чтение рентгенограмм легких и придаточных пазух

Врач лучевой диагностики в отличие от врача-рентгенолога имеет представление не только о костной топографии, но и о расположении суставно-связочного аппарата. При проведении мрт ангиографии специалист знакомится с особенностями хода артерий и вен по исследуемой области. Качественная рентгенография невозможна без владения знаниями о строении человеческого тела.

Правильное чтение мрт снимков требует определенного практического опыта. Квалифицированный рентгенолог четко отличает нормальные и патологические затемнения рентгенограмм. Молодой доктор часто перестраховывается, назначая людям повторные снимки при выявлении на первоначальном варианте подозрительных теней.

Чтение рентгенограмм в стоматологии – особенности

В стоматологии чтение рентгенограмм часто проводится стоматологами. Частные центры не содержат в штате рентгенолога. Делают рентгеновские снимки рентген-лаборанты, а читает их непосредственно лечащей врач. Такой подход с точки зрения клинической медицины является грубейшей ошибкой.

Стоматологов интересует только состояние зубных каналов, периодонтальных тканей. Специалисты не знакомы с рентгеновскими тонкостями определения синдромов просветления и затемнения. В результате неквалифицированного подхода будут пропущены костные остеомы и другие раковые заболевания.

При обнаружении злокачественного образования лечение зубов отходит на второй план, так как главная задача – ликвидация опухоли. Предлагаем присылать рентгенограммы зубов нашим врачам. Они составят свое альтернативное мнение.

Квалифицированные врачи лучевой диагностики предлагают услуги пользователям сайта – чтение, расшифровка рентгенограмм онлайн, по скайп, телефону. Если сомневаетесь в компетентности заключения, позвоните или напишите нам!

Мы много размышляем о том, как снимать, но не настолько тщательно думаем о том, как рассматривать готовую фотографию. За исключением тех, кто изучает фотографию как искусство, мы обычно воспринимаем снимки как технически точное воспроизведение того, что увидел фотограф. Перефразируя Гертруду Стайн, предмет – это предмет – это предмет. И, честно говоря, некоторые фотографии - действительно ничто большее, лишь осязаемые предметы, которые напоминают нам о том, что мы видели или пережили. В эту категорию часто попадают быстрые фотографии еды в ресторане, селфи и снимки с мероприятий.

Роза - это роза, роза - это роза. - Gertrude Stein, "Священная Эмили"

Тем не менее, в некоторых фотографиях можно увидеть кое-что ещё – богатый опыт, сравнимый с любым написанным романом, – если мы уделим время тому, чтобы разглядеть и понять визуальный язык фотографии. На этих фотографиях фотограф вмешался между субъектом и наблюдателем, составляя элементы на фотографии так, чтобы показать историю, захватить внимание зрителя и вызвать в нём чувства. Эти фотографии говорят нам о чем-то. Они не только привлекают, но и требуют участия зрителя. Эти фотографии сообщают нам что-то, но только если мы понимаем их визуальный язык.

Мы также читаем фотографии, чтобы не понять их неправильно. Больше, чем какая-либо другая форма искусства, фотография представляет собой нечто настоящее. Мы не столько смотрим на фотографию, сколько сквозь неё, используя снимок как визуальный портал, чтобы умственно воспроизвести то, что мы ожидаем увидеть. Но даже самая точная фотография - это лишь версия реальности, которую фотограф хотел представить своей аудитории. Читая фотографию, мы разгадываем ее код, изучаем интерпретацию фотографа, вместо того чтобы просто принимать ее как есть.

Как прочитать фотографию

Нет ничего определённого касательно того, как читать фотографии. На самом деле, ваш подход к чтению фотографии может меняться в зависимости от цели или использования фотографии. Например, если рассматривать фотографию с точки зрения исторической информации, вы будете тщательно изучать культурные условия, в которых жил фотограф, и преобладающие социальные установки того времени. Напротив, если вы рассматриваете фотографию с социальной точки зрения, вы потратите больше времени на изучение методов, которые использовал фотограф, чтобы представить свой предмет.

Зрители могут не согласиться с качеством или уместностью фотографии, и они могут и, как правило, создают несколько интерпретаций одного и того же изображения. Так же часто бывает, что мы читаем фотографию определённым образом, а позже, пересматривая её, воспринимаем и интерпретируем совсем по-другому. Тем не менее, фотографию не получится интерпретировать бесконечно. Предел не в том, какой смысл вкладывал в снимок фотограф, а в том, что визуально представляет из себя сама фотография. Если, интерпретируя фотографию, мы разбиваем ее на отдельные, не согласованные между собой или конфликтующие части, это неправильно.

Итак, как нужно читать фотографии? Хотя чётких и кратких правил не существует, есть некоторые рекомендации. Они основаны на нашем восприятии трёхмерного пространства в двухмерном виде и на том, как, в соответствии с нашей культурой, мы интерпретируем визуальные элементы, знаки и символы. Терри Барретт, американский искусствовед, специализирующийся на чтении фотографий, предлагает нам эти рекомендации в виде формулы:

Тема + Форма + Средство + Контекст = Содержание

Я использовала эту формулу, чтобы сформулировать свои указания по чтению фотографий.

Тема фотографии: что на ней изображено?

Начните чтение фотографии с того, что на ней изображено. Какие люди, места или вещи? (Не забудьте взглянуть на фотографию по краям.) Перечислите элементы сложите их (мысленно или на бумаге) в логические категории.

Учтите то, запечатлены ли на фотографии ли какие-либо действия. Если да, то как люди или действия используют объекты на фотографии? Есть ли связь между людьми на фотографии? Касаются ли они друг друга, или смотрят друг на друга? Есть ли существующий порядок в предметах?

На фотографии внизу - мальчик, мяч, полуоткрытый вход, камера и несколько знаков. Есть также окна, канал, перила, ступени, много солнца и немного тени. Мальчик и мяч связаны игрой. Есть также связь между знаками (Carabinieri - полиция), входом и камерой безопасности. Канал, окна, ступени и улица также взаимосвязаны. Нет никакой связи между этим мальчиком, его мячом и полицией, но важно то, что мы это предвосхищаем.

Дон Остерхофф

Глядя на предметы на фотографии, обязательно подумайте о том, что на ней отсутствует. Можно ли предположить, что недостающие предметы существуют за рамками фотографии, и были там оставлены преднамеренно или по необходимости? То есть, может, фотограф специально сделал фотографию так, чтобы не включить в нее этот предмет, или это было просто невозможно? Например, на фотографии выше тень на земле подразумевает, что позади есть высокое дерево, но его невозможно было бы включить в эту фотографию. Также отсутствует товарищ по игре. Мальчик играет с мячом сам или фотограф намеренно исключил товарища по игре?

Форма: композиция фотографии

Природа фотографии заставляет нас ограничивать ее по периметру, принимая решение о том, что включить в снимок и что исключить из него. В этих рамках мы используем различные методы, чтобы провести зрителя вдоль объектов на фотографии и подчеркнуть преимущества некоторых над другими. Подобные композиционные техники подробно рассказывают о предметах на фотографии и о том, что пытается сказать фотограф.

Посмотрите, что фотограф хотел выделить на фотографии и с помощью чего. Как фотограф проводит вас вдоль и через содержимое снимка? Посмотрите, как расположен предмет на фотографии и к чему ведут линии, глубина резкости и фокус. Установил ли фотограф фокусное расстояние так, чтобы подчеркнуть один объект или сделать неприметным другой? На чём сосредоточена фотография в результате этих методов? Что говорят нам методы фотографа, которые он использовал, чтобы выделить предмет на фотографии, об этом предмете?

Иногда фотограф может специально расставить предметы в определённом порядке, до того как сделать снимок. Это касается натюрмортов, снимков продукта или портретов. В других случаях фотограф просто оказывается определённой ситуации и должен выбрать угол зрения, который организует объекты на фотографии определённым образом. Чтобы увидеть структуру фотографии, попробуйте перевернуть ее вверх ногами или представьте ее как плоскую часть обычной бумаги с фигурами и предметами, не подразумевая под этим трехмерное пространство. Какие формы вы видите? Есть ли линии или повторения на фотографии? Что эти формы и то, как они размещены, говорят вам о фотографии?

На следующей фотографии фотограф использует линии и формы, чтобы взгляд зрителя миновал человека на первом плане и перешел к следующему человеку – предмету снимка. Ряд стульев на переднем плане, кромка света из отдаленных окон и доски пола - все указывает на бабушку, которая сидит справа от центра фотографии - это композиционно сильная точка в кадре. Фотограф также использует арку, чтобы создать рамку вокруг бабушки и родителей в отдалении. Если зритель проходит мимо бабушки к родителям и окнам в фоновом режиме, линия, созданная мебелью вдоль левой стены, перенаправляет взгляд зрителя обратно на бабушку. Композиция фотографа говорит вам, что бабушка - матриарх, сила трех поколений семьи на этой фотографии.

Canadian National Railways, Library and Archives Canada, e010860630.

Свет и тени также являются объектами на фотографии, поэтому не забудьте их рассмотреть при чтении снимка. Обратите внимание, где расположены свет и тени. Каковы их формы? Где свет и тени по отношению к границам фотографии? Что было помещено в свет и что помещено в тень. Что говорит то, как фотограф использовал свет и тень, о самой фотографии и ее истории? Например, на приведенной выше фотографии свет проникает из окон в фоновом режиме, вымывая родителей в блики, но прекрасно освещая бабушку. Мальчик, занимающий самое большое физическое пространство на фотографии, находится в тени. Из окна позади него свет, но это слабый свет, который не освещает лицо мальчика или книгу, которую он читает. Что говорит то, как фотограф использовал свет и тень, о мальчике и его месте в семье?

Средство: какие материалы и процессы были использованы?

К средствам относятся материалы и процессы, использованные, чтобы создать произведение искусства. Говоря о фотографии, это может быть оборудование (камера и объектив), носитель записи (цифровой или пленка, во втором случае - ее размер и вид), процесс обработки или коррекции, а также конечный вариант (печатный или цифровой, в первом случае - размер и тип бумаги и обрамление).

Исторические фотографии будут черно-белыми из необходимости, но современные фотографии могут быть и цветными, и черно-белыми. Подумайте о выборе фотографа и о том, что это значит для истории фотографии. Если фотография снимается на пленке, даже выбор материала для пленки может существенно повлиять на изображение объекта. Какая это пленка: с высокой контрастностью и зернистая или медленная, гладкая и с бесконечными оттенками? Если фотография в цвете, были ли улучшены или изменены цвета, или если фотография черно-белая, была ли она тонированна? Была ли фотография сделана с помощью смартфона или камеры крупного формата? Это имеет значение? Использовал ли фотограф конкретный объектив - например, «рыбий глаз», чтобы подчеркнуть что-то в рамке?

Рассматривая средство, также учитывайте выбор фотографа в контексте стандартов и практики фотографии в то время. Современная фотография, представленная в черно-белом цвете, расскажет нам что-то о намерении фотографа, но та же фотография, сделанная семьдесят или восемьдесят лет назад, обязательно будет в черно-белом цвете. Точно так же, современный фотограф, использующий, например, исторические фотопластинки - например, коллодионные пластины - добавляет фотографии слои смысла.

На следующей фотографии нельзя определить, была ли фотография изначально цветной или черно-белой, но можно сказать, что черно-белая фотография была тонизирована, чтобы создать или усилить холодный, капризный вид. Отсутствие сжатия указывает на то, что фотография была сделана с помощью широкоугольного объектива, и даже при этом фотограф создал впечатляющий панорамный вид. Что это говорит о фотографии? Влияют ли это на ваши чувства по отношению к этому виду?

Дон Остерхофф

Анализируя средства, также учитывайте, где и как представлена фотография. Одна и та же фотография может быть интерпретирована по-разному в зависимости от того, висит ли она в галерее, напечатана в журнале или отображается на личном веб-сайте. Как бы вы прочитали фотографию выше, если ее использовали для баннера в журнале путешествий или в материалах, пропагандирующих экологическую осведомленность? А если фотография будет напечатана на холсте шириной в 2 метра, будет обрамлена и висеть в художественной галерее?

Контекст: каковы были обстоятельства, в которых была сделана фотография?

Чтобы понять контекст, нужно принять во внимание взаимосвязанные условия, в которых была сделана фотография, и то, где она выставлена. Это включает культуру, в которой была сделана фотография; например, время, социальные убеждения и культурные практики, которые привели бы к этому образу и повлияли бы на фотографа. Натюрморт с богатым набором морепродуктов, тропических фруктов и хрусталя может демонстрировать текстуру, игру света и тонов, но если фотография была сделана в конце 1800-х годов, когда морепродукты, тропические фрукты и хрусталь были необычайно дорогими и их трудно было найти, фотография будет говорить о богатстве. Что если та же фотография была сделана во время продовольственного кризиса: как это изменит вашу интерпретацию?

Следующая фотография может быть прочитана по-разному в зависимости от того, где она была сделана. Фотография расскажет одну историю, если она будет находиться ​​в зале ожидания больницы, и другую, если она будет висеть на транзитной остановке. Что если фотография была сделана в парке или в оживленном поезде? Как меняется история, если предположить, что человек в цветущем одеянии является родственником, другом или незнакомцем?

Дон Остерхофф

Учитывать контекст нужно тщательно и подробно, когда дело идет о чтении фотографий, на которых изображен конфликт. Фотографии журналиста из группы, участвующей в конфликте, будут иметь взгляд, отличный от фотографий, сделанных внешним наблюдателем или местным журналистом. Точно так же фотографии, сделанные тайно, скорее всего, расскажут историю, которая будет отличаться от той, которая представлена пресс-корпусом. Также стоит подумать о том, кто какие фотографии публикует и кто кого фотографирует. Фотографии, опубликованные в ходе восстаний во время Арабской весны, были сделаны как иностранными, так и местными фотографами. Каким образом культура фотографа повлияет на ваше чтение фотографии?

Инструкция

Для начала оцените качество снимков. К описанию, как правило, принимаются только четкие фотографии. Это , что на снимке не должно быть никаких размытых контуров органов. То есть все конечности должны быть сняты очень четко. Только на таком снимке можно увидеть отклонения от нормы.

Обязательно подберите правильное освещение. Лучше всего разглядывать на фоне рентгеноскопа. Но если у вас его нет под руками, подойдет любой другой достаточно яркий прицельный свет в затемненном помещении.

Внимательно просмотрите все детали. Если у вас есть перелом или , на это обязательно отразится. Например, трещина будет выглядеть как небольшая тонкая змейка в месте повреждения. Если есть перелом, то на снимке вы заметите смещение или деталей одной из них.

Если вы хотите понять, видно ли на снимке какое-либо заболевание, которое протекает в глубине организма, например, внутренняя гематома, туберкулез, и т.д., ищите затемнение. Бронхит обычно затрагивает все легкие. Это будет видно на снимке как более темный участок.

Туберкулез на снимках будет выглядеть как мелкие очаговые изменения, т.е. затемнения размером 2-3 мм. Они могут быть как единичными, так и множественными. По их количеству и месту локализации можно определить степень развития болезни. Чем больше таких очагов, тем запущеннее заболевание.

Получается, для того, чтобы никогда не позволить себе взять сигарету в руки, мало знать, легкие человека, табачные изделия. Именно полная информация о вреде никотина на организм человека позволит предотвратить зависимость к вредной привычке.

Рентгенография - основной метод диагностики пневмоний, позволяющий выявить точную локализацию патологического процесса и характер имеющихся изменений в легких. Но рентгенологические признаки воспаления легких неспецифичны и могут встречаться при некоторых других заболеваниях. Поэтому для диагностики пневмоний необходимо правильно собрать анамнез, изучить клинику заболевания и проверить эффективность антибактериальной терапии.

Пневмония на рентгенограмме характеризуется наличием определенных признаков, формирующихся за счет локального понижения воздушности легочной ткани в результате ее инфильтрации. Уплотненный участок обычно имеет нечеткие контуры. Рентгенологическими проявлениями очаговой пневмонии являются участки просветления легочной ткани различной формы и размера, признаками , долевой или тотальной форм заболевания - участки просветления, захватывающие часть доли легкого, всю долю или оба легких соответственно.

Типом инфильтрации легочной ткани и стадией заболевания определяется рентгенологическая картина пневмонии. Выделяют три основных типа инфильтрации: альвеолярный или плевропневмонический, очаговый или бронхопневмонический и интерстициальный.

Альвеолярный тип инфильтрации

Этот инфильтрации характерен для лобарной пневмонии или плевропневмонии. Это самостоятельное заболевание с развитием воспалительного процесса в альвеолярной ткани. Рентгенологические признаки плевропневмонии зависят от стадии заболевания. Начальный этап называется стадией прилива. В это время диффузно снижается прозрачность участка легочной ткани без четких контуров. Это связано с развитием гиперемии в зоне воспаления. Затем наступает стадия опеченения, которая характеризуется появлением зоны инфильтрации однородной структуры и средней интенсивности. В появляется экссудат и развивается воспаление в паренхиме. На рентгенограмме это проявляется повышением плотности легкого. Тень участка инфильтрации, прилежащего широким основанием к междолевой плевре, имеет максимальную интенсивность. Альвеолярный тип инфильтрации характеризуется симптомом «воздушной бронхограммы»: просветы содержащих воздух бронхов хорошо видны на фоне заполненных экссудатом альвеол. Стадия разрешения сопровождается уменьшением размеров инфильтрации, ее выраженности, появлением неоднородности и постепенным восстановлением воздушности легочной паренхимы.

Очаговый тип инфильтрации

Очаговая пневмония - заболевание, при котором воспаление альвеолярной ткани легких развивается на фоне существующего бронхита. При очаговом типе инфильтрации в легких появляются участки уплотнения неоднородной структуры, которые состоят из многочисленных полиморфных, крупных очагов, имеющих нечеткие контуры и сливающихся друг с другом. Очаги поражения обычно располагаются вокруг мелких бронхов. Инфильтрация распространяется на один сегмент и не имеет субплевральной локализации. Просветы сегментарных бронхов с утолщенными стенками и сосуды с нечеткими контурами хорошо видны на уплотненном участке. Локализацией очаговых пневмоний являются нижние доли правого легкого в верхушечных и задних сегментах.

Интерстициальный тип инфильтрации

Этот тип инфильтрации характерен для вирусных и микоплазменных пневмоний с локализацией патологического процесса в интерстициальной ткани легкого, а именно в стенках альвеол. На рентгенограмме в легких определяются несколько участков инфильтрации, имеющих однородную структуру и напоминающих матовое стекло. На фоне уплотненной паренхимы легко обнаруживают воздушные просветы бронхов, элементы легочного рисунка, стенки бронхов, междольковые перегородки, мелкие сосуды.

Видео по теме

рентген а грудной клетки рентгеновский луч проходит сквозь ее ткани и отражает структуру органов и их плотность на специальной пленке (рентгенография) или в цифровом формате (рентгеноскопия). Полученное изображение показывает тени кровеносных сосудов, прозрачным белым цветом отображаются линии ребер, а сам снимок, если легкие здоровы, светлый и лишен темных пятен.

Насколько вреден рентген легких?

Являясь источником ионизирующего излучения, рентгеновский аппарат "просвечивает" человека, то есть его лучи проходят сквозь тело. Это свойство позволяет врачу увидеть на полученном снимке структуру изучаемых тканей. Однако такая полезная для науки и медицины проникающая способность делает рентгеновский луч опасным для человеческого организма, ведь рентген является одним из видов радиации. К счастью, изменения в структуре молекул тела человека могут произойти лишь при длительном облучении, а диагностическая рентгенография производится в считанные секунды.

Примеры патологии на рентгеновском снимке

О пневмонии и опухоли бронхов может говорить большое локальное затемнение на рентгеновском снимке, а маленькое затемнение свидетельствует об очаговой пневмонии или очаговом туберкулезе легких.

Заметная тень округлой формы может сказать о наличии опухоли в ткани легких, но также может указать и на развитие туберкулеза.

Светлая полость, обнаруженная в легком, является признаком возможного абсцесса органов (гнойно-деструктивного процесса в ткани легких), распада опухолевого образования или туберкулеза.

Частые, но маленькие затемнения говорят о возможном туберкулезе, силикозах или саркоидозе.

Если диаграмма располагается ненормально высоко, врач диагностирует постромбоэмболический синдром. А если наблюдается ее уплощение, возможна эмфизема легких.

Разнообразие видов рентгена легких

Рентгеновская томография легких применяется с целью получения и дальнейшей интерпретации целой серии снимков, различных между собой тем, что производятся на разной глубине толщи ткани легкого. Такой метод дает возможность врачу-диагносту более тщательно изучить замеченную патологию.

Флюорография позволяет получить изображение легких с помощью флюоресцентного экрана. По "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" каждый гражданин России должен проходить флюорографию раз в два года, а некоторые слои населения - каждый год.

Бронхография осуществляется путем введения в бронхи специального контрастного вещества, для того чтобы исследовать бронхолегочную структуру.

Мы тратим много времени на размышления о том, как сделать интересную фотографию, но, просматривая чужие фотографии, чаще всего не особо задумываемся о том, какой смысл в них заложил автор.

Как правило, если только мы не оцениваем фотографии как произведения визуального искусства, мы оцениваем изображения с точки зрения того, насколько технически верно фотограф передал увиденное. И, честно говоря, некоторые фотографии действительно, представляют собой не более чем изображения осязаемых предметов, они напоминают нам о том, что мы видели или переживали. В эту категорию часто попадают фотографии ресторанной еды, селфи и снимки, сделанные на мероприятиях.

Однако существуют фотографии, которые предлагают другой уровень восприятия, они раскрываются, если мы потратим время на наблюдение и расшифровку их визуального языка. Фотограф умышленно создает и составляет элементы в кадре, чтобы выразить свою идею, подтолкнуть взгляд зрителя в нужном направлении, вызвать чувства. Эти фотографии о чем-то. Они требуют участия зрителя. Требуют интерпретации представленной в них информации.

Мы должны уметь читать фотографию, чтобы избежать дезинформации. В противовес другим формам искусства, фотография отображает нечто реальное. Но даже самая «реальная» фотография — это лишь версия реальности, интерпретируемая фотографом для предполагаемой аудитории. Читая фотографию, мы декодируем авторскую интерпретацию.

Как читать фотографию

Нет жестких канонов о том, как читать фотографию. Фактически, ваш подход к расшифровки информации, заложенной в кадр, зависит от ваших целей. Например, если вы рассматриваете фотографию с исторической точки зрения, то большую часть времени вы тратите на пристальное изучение исторического контекста, одежды, антуража или культурного уклона фотографа, преобладающих социальных установок того времени, когда была сделана фотография. Напротив, если фотография интересует вас с точки зрения технологии ее выполнения, то вы направите все силы на изучение приемов, которые использовал фотограф для изображения субъекта.

Историческое, социальное, стилистическое наполнение снимка могут восприниматься разными зрителями по разному. Более того, зачастую один и тот же зритель меняет свое мнение о фотографии с течением времени.

Итак, как же нам «читать» фотографию? Руководящие принципы основаны на нашем понимании того, как мы видим двумерные представления трехмерного пространства, и как в соответствии с нашим культурным бэкграундом мы интерпретируем визуальные элементы, знаки и символы. Терри Барретт, американский искусствовед, специализирующийся на чтении фотографии, предлагает нам следующую формулу:

Тема + Форма + Технология+ Контекст = Содержание

Тема: что изображено на фотографии?

Начните читать фотографию, посмотрев на то, что на ней изображено. Какие люди, места и предметы включены в фотографию? (Не забудьте взглянуть и на края фотографии.) Перечислите элементы и сгруппируйте их (мысленно или на бумаге) в логические категории. Посмотрите, есть ли какое-либо действие. Если да, то как объекты на снимке взаимодействуют друг с другом — есть ли связь между действующими лицами? Они касаются друг друга или смотрят друг на друга? Можно ли проследить ту или иную упорядоченность объектов? Логику развития сюжета?

На приведенной ниже фотографии есть мальчик, мяч, полуоткрытый вход, камера и несколько знаков. Есть также окна, канал, перила, ступени, много солнца и немного тени. Мальчиком играет с мячом, между мальчиком и мячом есть взаимосвязь. Есть также связь между вывеской «Карабинеры» (полиция), входом и камерой наблюдения. Канал, окна, ступени и улица представляют среду. Между мальчиком, его мячом и полицией еще нет отношений, но ожидание, что вот-вот эти отношения возникнут, придает ощутимое напряжение фотографии.

Dawn Oosterhoff

При взгляде на фотографию обязательно подумайте о том, чего на ней нет. Можете ли вы предположить, что недостающие предметы существуют, но были оставлены вне рамок преднамеренно или по необходимости? Например, на приведенной выше фотографии тень на земле предполагает, что за кадром стоит большое дерево, но на этой фотографии невозможно было бы включить это дерево. Также отсутствует товарищ по игре. Мальчик играет с мячом сам или фотограф намеренно исключает товарища по игре?

Форма: как фотография скомпонована?

Природа фотографии заставляет нас работать с рамкой, принимая решение о том, что включать и что исключать из кадра. В пределах этой рамки мы используем различные методы, чтобы вести взгляд зрителей от одного объекта к другому и выделять некоторые объекты относительно других. Эти композиционные приемы говорят о том, что является главным на фотографии и что пытается сообщить нам фотограф.

Обратите внимание на то, что фотограф решил подчеркнуть в кадре и с помощью какого метода. Как фотограф направляет наш взгляд? Проанализируйте положение объекта внутри кадра, использование направляющих линий, глубины резкости и фокуса. Что является центром внимания?

Иногда фотограф может преднамеренно организовывать предметы перед фотографированием. Например, в случае с натюрмортом или портретом. В других случаях фотограф сталкивается с ситуацией, в которой не в силах повлиять на расположение предметов, и тогда он должен выбрать ракурс, угол зрения, которые помогут организовать пространство внутри кадра. Чтобы посмотреть, как структурирована и организована фотография, попробуйте перевернуть ее вверх ногами или представить ее в виде схемы из пятен и линий, а не изображение трехмерного пространства. Какие формы вы видите? Есть ли на фотографии линии или геометрические формы, повторяются ли они?

На следующем изображении фотограф использует линии и фигуры, чтобы вести зрителя мимо мальчика на переднем плане ко второму человеку, который является героем этой фотографии. Линия стульев на переднем плане, край света, поступающего из отдаленных окон, доски пола — все указывают на бабушку, которая сидит в центре справа. Это композиционно сильная точка в кадре. Фотограф также использует арку, чтобы создать рамку вокруг бабушки и родителей мальчика, сидящих в глубине кадра. Если зритель проходит взглядом мимо бабушки к родителям и окнам на фоне, линия, созданная мебелью вдоль правой стены, возвращает взгляд зрителя обратно к бабушке. Композиция фотографа говорит вам, что бабушка — глава семьи с тремя поколениями.


Canadian National Railways, Library and Archives Canada, e010860630.

Свет и тени также являются объектами на фотографии, поэтому не забудьте их рассмотреть при чтении снимка. Обратите внимание, где расположены свет и тени. Каковы их формы? Как располагаются свет и тени по отношению к рамке фотографии? Что было помещено в свет и что было помещено в тень. Что может рассказать свет и тень о фотографии и ее истории? Например, на приведенной выше фотографии свет проникает из окон в фоновом режиме, «вымывая» родителей в бликах, но прекрасно освещая бабушку. Мальчик, занимающий самое большое физическое пространство на фотографии, находится в тени. Из окна позади него свет, но это слабый свет, который не освещает лицо мальчика или книгу, которую он читает. Что говорит вам свет и тень о мальчике и его месте в семье?

Технология: какие материалы и процессы были использованы?

Обратите внимание на материалы и процессы, используемые для создания предмета искусства. Для фотографии это оборудование (камеру и объектив), носитель записи (цифровой или пленка, если пленка, то размер и вид), процесс проявки или ретуши, а также представление конечного результата (печатная или веб-страница, если печать, то размер и тип бумаги, рамка).

Исторические фотографии будут черно-белыми ввиду ограниченности технологий, но современные фотографии могут быть цветными или черно-белыми. Подумайте о выборе фотографа и о том, что это значит для истории, которую хочет рассказать фотограф. Если фотография снимается на пленку, даже выбор типа пленки может существенно повлиять на изображение объекта. Является ли пленка высококонтрастной и зернистой, или это низкочувствительная с широким динамическим диапазоном? Если фотография цветная, были ли цвета усилены или изменены, или если фотография черно-белая, была ли она тонированной? Производилась ли съемка с помощью смартфона или камеры большого формата? Использовал ли фотограф специфический объектив — например, «рыбий глаз», чтобы подчеркнуть что-то в кадре?

Рассматривая технологию изготовления снимка, также учитывайте выбор фотографа в контексте стандартов и практик фотографии в то время, в которое делалась съемка. Современная фотография, представленная в черно-белом цвете, говорит о сознательном выборе фотографа, но та же фотография, сделанная семьдесят или восемьдесят лет назад, обязательно будет в черно-белом цвете в силу технологий того времени. Точно так же современный фотограф, использующий, например, коллодионные пластины, добавляет к фотографии слои смысла.

На следующей фотографии невозможно определить, был ли кадр изначально снят в цвете или черно-белым, но вы можете сказать, что черно-белая фотография была тонирована, чтобы создать или усилить атмосферу леденящего холода пейзажа. Фотография была сделана с помощью широкоугольного объектива, что позволило фотографу создать впечатляющий панорамный вид. Как выбор техники исполнения влияет на фотографию? На ваши ощущения от просмотра этого пейзажа?


Dawn Oosterhoff

Рассматривая технологию, также учитывайте, где и как демонстрируется фотография. Одно и то же изображение может вызывать разные интерпретации в зависимости от того, висит ли она в галерее, печатается в журнале или отображается на странице веб-сайта. Как бы вы прочитали вышеупомянутую фотографию, если бы увидели ее в качестве баннера в журнале путешествий или в материалах, пропагандирующих экологическую осведомленность? Будет ли ваше восприятие отличаться, если фотографию напечатать на холсте 2 метра высотой, обрамить рамой и повесить в художественной галерее?

Контекст: обстоятельства, в которых была сделана фотография?

Контекст предполагает рассмотрение взаимосвязанных условий, в которых фотография была сделана и в которых она демонстрируется. Он включает культурную среду, в которой была сделана фотография; например, время, социальные убеждения и культурные практики, которые привели к образу и повлияли на фотографа. Натюрморт с изобилием морепродуктов, тропических фруктов и хрусталя можно оценивать с точки зрения фактуры, игры света и тени, хроматических сочетаний, но если фотография была сделана в конце 1800-х годов, когда морепродукты, тропические фрукты и хрусталь были необычайно дорогими и труднодоступными, фотография будет выражением богатства. Что если та же фотография была сделана во время продовольственного кризиса: как это изменит вашу интерпретацию?

Следующий кадр может быть прочитан по-разному в зависимости от того, где была сделана съемка. Фотография расскажет одну историю, если она сделана в зале ожидания больницы, и другую, если фотография сделана на транзитной остановке. Что делать, если фотография была сделана в парке или в оживленном поезде? Как меняется история, если человек в цветастом одеянии окажется родственником, другом или незнакомцем?


Dawn Oosterhoff

Определение контекста может оказаться весьма сложным делом, когда доходит до чтения фотографий конфликта. Кадры, сделанные журналистом, включенным в конфликтную группу, будут иметь другую перспективу, чем фотографии, сделанные внешним наблюдателем или местным журналистом. Точно так же фотографии, сделанные тайно, скорее всего, расскажут другую историю, чем те, которые были сделаны официальным представителем прессы. Так же важно, кто публикует, какие фотографии и кто фотографирует кого. Фотографии, опубликованные в ходе восстаний «Арабской весны», были сделаны как иностранными, так и местными фотографами. Каким образом ваш культурный бэкграунд повлияет на ваше прочтение фотографий?

Без наличия специальной подготовки, не просто. Существует несколько школ, подходы к описанию рентгенограмм у которых отличаются. Наиболее популярной среди врачей-рентгенологов считается Ленинградская тактика. Еще с советских времен ее представители считались одними из лучших лучевых специалистов. На основе их учения подготовлена данная статья.

Как быстро разобраться в рентгенограмме

Быстро разбираться в рентгеновских снимках сможет каждый читатель, который не пожалеет для нас драгоценного времени.

Рентгенограмма представляет собой суммарное изображение анатомических структур, через которые проходят рентгеновские лучи. Степень поглощения их тканями разная, поэтому рентген-снимок состоит из черно-белых оттенков различной интенсивности (см. рисунок).

Яркость на рентгенограмме различных анатомических структур (по Матиасу Хоферу)

Органы и ткани представлены скоплением теней и просветлений различной интенсивности, к которым должен «привыкнуть» глаз рентгенолога (радиолога).

Чтение рентгеновских снимков легких

Чтобы читать рентген-снимки легких, изучить следует структурные элементы грудной клетки: легочные поля, средостение и костный остов. При подготовке врачей-рентгенологов в Ленинградской школе профессора применяли практический подход и рекомендовали врачу на начальных этапах смотреть максимальное количество нормальных снимков . Затем они должны были на ощупь определить, какой анатомический элемент скелета у них в руках. Только через несколько месяцев можно было приступать к изучению рентгенологических синдромов. В ускоренном курсе обучения предлагаем изучить структурные составляющие рентгенограммы органов грудной клетки по схеме (см. рисунок).


Схема чтения рентген-снимка легких и схематическая рентгеноанатомия (по Хоферу), где 23 – ключицы, 27 – лопатки, 26 – позвоночник, 22b – ребра. Темные участки справа и слева грудной клетки – легочные поля (в них при патологии появляются белые участки)

На вышеприведенном рисунке под номером 26 изображен . На рентгеновском снимке он представлен интенсивными тенями позвонков, между которыми светлые участки – межпозвонковые диски, которые имеют хрящевую структуру, поэтому не поглощают рентгеновские лучи. При патологических изменениях вертикальная ось может:

  • отклоняться в сторону (сколиоз);
  • «обрастать» костными шипами (спондилез);
  • иметь уменьшенную высоту межпозвонковых щелей (остеохондроз).

При заболеваниях прослеживается также уменьшение интенсивности позвонков (остеопороз, гемангиома).

Учимся описывать рентген-снимки пазух носа

Описать рентген-снимки пазух носа при (воспалительное скопление жидкости) любой человек может самостоятельно, если изучит рентгеновские синдромы заболевания. Достаточно запомнить нормальную интенсивность просветлений, образованных лобными и верхнечелюстными пазухами носа, чтобы научиться определять на рентгенограмме гайморит или кисты (полостные образования, наполненные жидкостью).

Рентгенограмма придаточных пазух носа. Стрелками обозначены верхнечелюстные (гайморовы) и лобные пазухи
Фрагмент рентгенограммы показывает, как выявлять двусторонний гайморит

Если сравнить рисунок 2 с предыдущим, можно обнаружить интенсивные затемнения (белого цвета) в проекции обеих верхнечелюстных пазух на фоне двустороннего гайморита. Они образованы скоплением жидкости.

Подведем итог: легко читать рентгеновские изображения легких, и даже зубов можно лишь после изучения рентгеноанатомии областей исследования в норме. Так советуют представители Ленинградской школы рентгенологов, и мы с ними согласны. Для определения на снимках переломов требуется практический опыт.