Что изучает баллистика и гидроаэродинамика. Специальность "Баллистика и гидроаэродинамика": где учиться и кем работать? Большая перспектива профессиональной деятельности

Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - БАКАЛАВРИАТ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

24.03.03 БАЛЛИСТИКА И ГИДРОАЭРОДИНАМИКА

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата по направлению подготовки 24.03.03 Баллистика и гидроаэродинамика (далее соответственно - программа бакалавриата, направление подготовки).

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ОК - общекультурные компетенции;

ОПК - общепрофессиональные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;

сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

3.1. Получение образования по программе бакалавриата допускается только в образовательной организации высшего образования (далее - организация).

3.2. Обучение по программе бакалавриата в организациях осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.

Объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения применяемых образовательных технологий, реализации программы бакалавриата с использованием сетевой формы, реализации программы бакалавриата по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.

3.3. Срок получения образования по программе бакалавриата:

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 4 года. Объем программы бакалавриата в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;

в очно-заочной или заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения не может составлять более 75 з.е.;

при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год при обучении по индивидуальному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.

Конкретный срок получения образования и объем программы бакалавриата, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, а также по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

3.4. При реализации программы бакалавриата организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

3.5. Реализация программы бакалавриата возможна с использованием сетевой формы.

3.6. Образовательная деятельность по программе бакалавриата осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ БАКАЛАВРИАТА

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает задачи, связанные с созданием и применением новой техники, машин, приборов, технических систем, в том числе совокупность методов, средств и способов расчета, исследования и прогнозирования баллистических, гидроаэродинамических и динамических свойств и характеристик объектов, их режимов движения, управления объектами, проектирование и исследование объектов.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются:

летательные аппараты различного назначения, а также корабли, гидроаппараты, транспортные средства и другие конструкции и системы;

объекты, установки и устройства, в которых движутся жидкости и (или) газы или используется их энергия;

характеристики механики движения и управления движением различных объектов;

процессы проектирования и исследования объектов и систем.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:

расчетно-проектная;

научно-исследовательская;

научно-педагогическая;

производственно-технологическая;

научно-инновационная;

организационно-управленческая.

При разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

Программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:

ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академического бакалавриата);

ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладного бакалавриата).

4.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

сбор, анализ и систематизация информационных данных специальной литературы и другой научно-технической информации, достижений отечественной и зарубежной науки и техники в области летательных аппаратов различного назначения, кораблей, гидроаппаратов, транспортных средств и других устройств;

определение и формализация задач;

проведение расчетов, участие в исследованиях и прогнозировании баллистических, гидроаэродинамических параметров и характеристик механики движения и управления движением объектов;

участие в разработке облика объектов, согласовании разрабатываемых проектов с другими подразделениями предприятия;

разработка рабочей технической документации, оформление законченных работ, контроль соответствия разрабатываемой технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;

участие во внедрении разработанных технических проектов, оказание технической помощи и осуществление авторского надзора при изготовлении, испытаниях и сдаче в эксплуатацию проектируемых изделий, объектов;

математическое описание параметров и характеристик объектов, математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных методик и пакетов программ;

участие в проведении научных исследований, испытаний опытных образцов объектов по заданным методикам;

обработка и анализ полученных результатов исследований, составление по ним технических отчетов и оперативных документов и сведений, подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;

осуществление сбора, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации по теме (заданию);

подготовка информационных обзоров, рецензий, отзывов и заключений на техническую документацию;

участие в довузовской подготовке и профориентационной работе, направленной на привлечение наиболее подготовленных выпускников общеобразовательных учреждений к получению высшего образования в области баллистики и гидроаэродинамики;

проектирование средств испытаний и контроля, оснастки, лабораторных моделей и макетов, контроль их изготовления;

участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов проектируемых объектов;

участие в составлении патентных и лицензионных паспортов заявок на изобретения и промышленные образцы;

организация рабочих мест, их техническое оснащение и размещение технологического оборудования;

контроль соблюдения технологической дисциплины;

использование стандартов и типовых методов контроля и оценки качества выпускаемой продукции;

подготовка документации по менеджменту качества выполнения расчетных и исследовательских работ и технологических процессов на производственных участках;

контроль соблюдения экологической безопасности;

участие во внедрении результатов научно-технических и проектно-конструкторских разработок в реальный сектор экономики;

составление технической документации, включая установленную отчетность;

выполнение работ по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, устройств, систем и оборудования для экспериментальных исследований в области баллистики, гидроаэродинамики, механики движения и управления движением объектов;

организация работы малых коллективов исполнителей;

планирование работы персонала; обоснование научно-технических и организационных решений;

проведение анализа результатов деятельности малых коллективов;

подготовка документации для создания системы менеджмента качества продукции.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

умением логически верно строить устную и письменную речь (ОК-2);

готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-4);

стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-5);

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-6);

использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-7);

осознанием сущности и значения информации в развитии современного общества;

владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-8);

наличием навыков работы с компьютером как со средством управления информацией (ОК-9);

владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-10).

5.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

готовностью использовать фундаментальные научные знания в качестве основы инженерной деятельности (0ПК-1);

умением получать, собирать, систематизировать и анализировать информацию в области профессиональной деятельности (ОПК-2);

пониманием необходимости постоянного профессионального совершенствования и готовностью к систематическому пополнению и обновлению профессиональных знаний и навыков (ОПК-3);

готовностью к ведению инженерной деятельности с соблюдением этических норм (ОПК-4);

готовностью к изменению вида и характера профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами (ОПК-5);

готовностью нести ответственность за принятие инженерных решений в части профессиональной деятельности, пониманием последствий принимаемых инженерных решений в социальном контексте (ОПК-6);

пониманием необходимости соблюдения правовых норм в профессиональной деятельности (ОПК-7).

5.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

расчетно-проектная деятельность:

готовностью формулировать, анализировать и решать инженерные задачи в области баллистики и гидроаэродинамики, механики движения и управления движением на основе профессиональных знаний (ПК-1);

способностью осваивать и использовать передовой опыт техники при определении и формализации задач, проведении расчетов, исследованиях и прогнозировании баллистических, гидроаэродинамических параметров, параметров и характеристик механики движения и управления движением объектов по специальности (ПК-2);

умением выполнять техническое и технико-экономическое обоснование принимаемых решений (ПК-3);

владением методами разработки облика летательных аппаратов различного назначения, кораблей, гидроаппаратов, транспортных средств и других устройств в соответствии с техническим заданием на основе системного подхода к проектированию и современных информационных технологий с использованием средств автоматизации проектно-конструкторских работ (ПК-4);

умением разрабатывать рабочую техническую документацию и обеспечивать оформление законченных проектных и исследовательских работ, а также владением методами технической экспертизы проекта (ПК-5);

владением навыками работы с нормативно-технической документацией и методами контроля соответствия разрабатываемой технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам (ПК-6);

владением знаниями информационно-технического обеспечения проектов, создания и сопровождения документации, необходимой для поддержки всех этапов жизненного цикла разрабатываемой конструкции (ПК-7);

научно-исследовательская деятельность:

умением давать математическое описание баллистических и гидроаэродинамических параметров и характеристик объектов, параметров и характеристик механики движения и управления движением объектов, выполнять математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных методик и пакетов программ (ПК-8);

готовностью к проведению физических и численных экспериментов, других научных исследований, испытаний опытных образцов объектов по заданным методикам (ПК-9);

умением выполнять измерения и проводить наблюдения, составлять описания исследований, обрабатывать и анализировать полученные результаты исследований, составлять по ним технические отчеты и оперативные документы, технические справки и другие сведения, готовить данные и материалы для составления обзоров, отчетов и научных публикаций (ПК-10);

владением навыками разработки и проектирования экспериментального оборудования и стендов для проведения исследований (ПК-11);

готовностью осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию), подготовку информационных обзоров, рецензий, отзывов и заключений на техническую документацию в области баллистики, гидроаэродинамики, механики движения и управления движением объектов (ПК-12);

научно-педагогическая деятельность:

готовностью участвовать в довузовской подготовке и профориентационной работе, направленной на привлечение наиболее подготовленных выпускников школ и других средних учебных заведений к получению высшего образования в области баллистики и гидроаэродинамики (ПК-13);

производственно-технологическая деятельность:

владением навыками проектирования средств испытаний и контроля, оснастки, лабораторных моделей и макетов, а также контроля их изготовления (ПК-14);

готовностью к участию в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов проектируемых объектов (ПК-15);

готовностью к участию в составлении патентных и лицензионных паспортов заявок на изобретения и промышленные образцы (ПК-16);

обладанием знаниями и готовностью к организации рабочих мест, их техническому оснащению и размещению технологического оборудования (ПК-17);

пониманием необходимости и готовностью к контролю за соблюдением технологической дисциплины (ПК-18);

готовностью к использованию стандартов и типовых методов контроля и оценки качества выпускаемой продукции (ПК-19);

владением знаниями и готовностью к разработке документации по менеджменту качества выполнения расчетных работ и исследований и технологических процессов на производственных участках (ПК-20);

обладанием знаниями и готовностью к контролю соблюдения экологической безопасности (ПК-21);

научно-инновационная деятельность:

готовностью и способностью участвовать во внедрении результатов научно-технических и проектно-конструкторских разработок в реальный сектор экономики (ПК-22);

организационно-управленческая деятельность:

готовностью к составлению технической документации, включая установленную отчетность (ПК-23);

владением знаниями и готовностью к выполнению работ по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, устройств, систем и оборудования для экспериментальных исследований в области баллистики, гидроаэродинамики, механики движения и управления движением объектов (ПК-24);

готовностью к организации работы малых коллективов исполнителей, планированию работы персонала и обоснованию научно-технических и организационных решений, а также к проведению анализа результатов деятельности малых коллективов (ПК-25);

умением организовать коллективную работу при проведении расчетных и исследовательских работ (ПК-26);

готовностью участвовать в подготовке документации для создания системы менеджмента качества продукции (ПК-27).

5.5. При разработке программы бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, включаются в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата.

5.6. При разработке программы бакалавриата организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

5.7. При разработке программы бакалавриата требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

6.1. включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее - направленность (профиль) программы).

6.2. Программа бакалавриата состоит из следующих блоков:

Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.

Блок 2 "Практики", который в полном объеме относится к вариативной части программы.

Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации.

Структура программы бакалавриата

Структура программы бакалавриата

Объем программы бакалавриата в з.е.

программа академического бакалавриата

программа прикладного бакалавриата

Дисциплины (модули)

Базовая часть

Вариативная часть

Практики

Вариативная часть

Государственная итоговая аттестация

Базовая часть

Объем программы бакалавриата

6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы бакалавриата, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы бакалавриата, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).

6.4. Дисциплины (модули) по философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности реализуются в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.

6.5. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:

Базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.) в очной форме обучения;

элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводятся.

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.

6.6. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата, и практики определяют направленность (профиль) программы бакалавриата. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы бакалавриата, и практик организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы набор соответствующих дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся.

6.7. В Блок 2 "Практики" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная практики.

Типы учебной практики:

практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.

Способы проведения учебной практики:

стационарная;

выездная;

выездная (полевая).

Типы производственной практики:

практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

Способы проведения производственной практики:

стационарная;

выездная;

выездная (полевая).

Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

При разработке программ бакалавриата организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата. Организация вправе предусмотреть в программе бакалавриата иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.

Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.

Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности.

6.8. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).

6.9. Программы бакалавриата, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются и реализуются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами в области защиты государственной тайны.

6.10. Реализация части (частей) образовательной программы и государственной итоговой аттестации, содержащей научно-техническую информацию, подлежащую экспортному контролю, и в рамках которой (которых) до обучающихся доводятся сведения ограниченного доступа, и (или) в учебных целях используются секретные образцы вооружения, военной техники, их комплектующие изделия, не допускается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

6.11. При разработке программы бакалавриата обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".

6.12. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 50 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Общесистемные требования к реализации программы бакалавриата.

7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам, и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.

7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;

проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет".

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

7.1.3. В случае реализации программы бакалавриата в сетевой форме требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы бакалавриата в сетевой форме.

7.1.4. В случае реализации программы бакалавриата на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах и (или) иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237) и профессиональным стандартам (при наличии).

7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), должна составлять не менее 50 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы бакалавриата.

7.2.1. Реализация программы бакалавриата обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы бакалавриата на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 70 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 65 процентов.

7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 5 процентов.

7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы бакалавриата.

7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).

Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы бакалавриата, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени его сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).

7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе бакалавриата.

7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.

7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы бакалавриата.

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы бакалавриата должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 1272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2015 г., регистрационный N 39898).

Разработка и создание летательных механизмов и кораблей в современном мире стали важнейшими задачами, которые требуют высокого уровня навыков исполнения и исключительной профессиональной квалификации. Это область требует каждодневного усовершенствования, новых мыслей и идей, развития уже существующих технологий и создания новых единиц техники.

Если вы обладаете математическим складом ума и желаете получать большой объем технических знаний, а в дальнейшем использовать их на благо страны, то специальность «Баллистика и гидроаэродинамика» - именно то, что нужно для получения высшего образования и успешного дальнейшего трудоустройства. Поступить в такие вузы сложно, зато потом гарантировано рабочее место.

Но что это за специальность "Баллистика и гидроаэродинамика"?

В какой вуз поступить?

Данная специальность достаточно узкая, требует квалифицированного преподавательского состава. В нашей стране существуют лишь 4 высших учебных заведения, которые осуществляют подготовку по этому направлению:

  1. (национальный исследовательский университет). Судя по рейтингам и отзывам, "Баллистика и гидроаэродинамика" в МАИ пользуется спросом у студентов.
  2. Новосибирский
  3. Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» имени Д. Ф. Устинова.
  4. Национальный исследовательский

Самый престижный вуз

Самым престижным и неоднократно зарекомендовавшим себя в подготовке специалистов по направлению 24.03.03 "Баллистика и гидроаэродинамика" является Московский авиационный институт. МАИ - это современное учебное заведение. При подготовке высококвалифицированных кадров институт совмещает фундаментальные традиции российского академического образования и последние достижения в области передовых образовательных технологий.

В институте также готовят специалистов по специальностям «Динамика полета и управление аэрокосмическими системами», «Инженерное дело в аэрокосмической медицине», «Ракетные комплексы и космонавтика» и др.

Что необходимо для поступления на специальность «Баллистика и гидроаэродинамика»?

Зачисление на данную специальность возможно только на базе одиннадцати школьных классов, т. е. полного общего образования. Институт МАИ на специальности «Баллистика и гидроаэродинамика» предлагает очную, заочную и смешанную форму организации обучения. Продолжительность обучения на дневной форме составляет 4 года, на заочной - 5 лет. Смешанная форма обучения длится тоже 5 лет.

Результаты ЕГЭ для успешного зачисления на специальность по дисциплине «Баллистика и гидроаэродинамика» должны быть в сумме от 180 до 300 баллов. Вступительные экзамены нужно сдавать по следующим дисциплинам:

  • русский язык;
  • математика (исключительно профильный уровень);
  • физика;
  • информатика и ИКТ.

Некоторые вузы в качестве вступительного испытания также могут включить такие предметы, как иностранный язык и химию.

Еще раз стоит отметить, что для поступления необходимо уметь быстро воспринимать большой поток технических данных и, конечно, нужно собственное желание абитуриента развиваться и реализовывать себя в выбранной сфере.

Что будут изучать студенты в рамках специальности?

На первом этапе студенты направления столкнутся с изучением терминологии и базовых систем инженерно-технического плана. Абитуриент откроет для себя начертательную геометрию, изучит особенности построения инженерной графики в специальных компьютерных программах. До третьего курса обучения читаются общие дисциплины, которые помогут студенту в полной мере охватить весь объем информации, необходимой для получения высшего образования.

С третьего курса в учебном плане преобладают занятия, связанные со специальными дисциплинами. Будущих бакалавров учат основным методикам и приемам обработки мануфактур и конструирования технических аппаратов и систем, потенциалу цифровой электроники, обучают применять полученные знания на практике, в том числе при создании абсолютно передовых баллистических систем и обслуживании уже ранее известных.

C какими дисциплинами будут знакомиться студенты?

Изучение такой узкой технической специальности - это отнюдь не скучное занятие, абитуриент познакомится с такими видами дисциплин, как:

  • общности машин и основы конструирования;
  • аэрогидромеханика;
  • специфика хода тел в жидкостях и газах;
  • инженерная и компьютерная графика;
  • материаловедение и ;
  • метрология в нашей жизни;
  • стандартизация и сертификация;
  • начертательная геометрия;
  • сопротивление материалов;
  • теоретическая и практическая механика;
  • физика в повседневной жизни.

Практика у студентов начинается уже по завершении первого курса обучения на факультете. За все курсы студент встретится и познакомится с практическими видами деятельности в таких заведениях, как местные предприятия авиастроения, конструкторские бюро и научно-исследовательские институты. Также существует возможность пройти практику непосредственно при кафедре своего деканата и в современно оборудованных лабораториях самих вузов.

Окончание обучения по специальности

Завершающим этапом четырехлетнего или пятилетнего обучения студента будет итоговая аттестация, которая включает в себя:

  • государственный экзамен;
  • защиту дипломной работы.

Особым плюсом считается, если дипломная работа студента отражает современные технические проблемы своего региона. При успешном прохождении последнего этапа студент получает квалификацию следующего образца: бакалавр по направлению подготовки «Баллистика и гидроаэродинамика».

С какими знаниями и навыками студент оканчивает вуз?

На протяжении всего обучения студент получает знания и навыки, которые помогут ему приспособиться к постоянно изменяющейся окружающей его действительности и нормально функционировать в ней.

  1. Студент научится проводить испытания опытных образцов, обрабатывать результаты.
  2. Изучит ряд понравившихся иностранных языков.
  3. Сможет собрать патентные и лицензионные паспорта изделий.
  4. Организует контроль за созданием средств испытания, оснастки, лабораторных моделей и макетов.
  5. Будет использовать возможности компьютерной графики для изображения пространственных объектов на макетах, разработки эскизов деталей машин, изображения сборочных единиц.
  6. Сможет самостоятельно разработать и спроектировать облик летательных аппаратов, транспортных и других средств, согласно мировым стандартам и техническим заданиям.
  7. Будет вводить проектно-конструкторские разработки в современное отечественное производство.
  8. Самостоятельно будет планировать опытное оборудование и специальные стенды для исследований или показа открытых проектов.
  9. На свободном языке сможет провести довузовскую подготовку и профессиональную работу с будущими абитуриентами по специальности "Баллистика и гидроаэродинамика".
  10. Смело и эффективно строить работу небольших групп и планировать работу персонала.

Преимущества поступления в магистратуру на специальность

Большинство студентов, получивших степень бакалавра, не останавливаются на достигнутом и хотят увеличить свой багаж знаний, поступив в магистратуру, что дает им целый ряд перспектив:

  1. Магистранты могут сразу трудоустроиться авиаконструктором или авиационным инженером.
  2. Продолжение образования дает возможность попробовать вести исследовательскую деятельность в различных вузах страны.
  3. Диплом магистранта и свободное применение в разговорной речи иностранного языка будут плюсом для профессиональной деятельности за рубежом.

Куда можно трудоустроиться после окончания вуза?

Несмотря на то, что данная дисциплина относится к узкоспециализированным, студент после окончания вуза может выбрать ряд профессий на свой вкус. Безусловно, студентов, окончивших курс по баллистике и гидроаэродинамике, будут ждать вакансии, связанные с проблемами организации полётов и мониторингом движения летательных аппаратов.

По специальности "Баллистика и гидроаэродинамика" кем работать? На основе практических летних и зимних периодов студенты уже будут знакомы с работой в различных местных технических организациях, специализированных предприятиях, исследовательских лабораториях и центрах как в России, так и за ее пределами. Есть множество программ, по которым существует возможность отправить выдающегося студента на продолжение обучения за границу.

Исходя из профиля и специализации, студенты могут заниматься различными видами работы: баллистикой и динамикой полёта летательных аппаратов, статистическим прогнозированием системам стабилизации, навигации и нацеливания.

Будущие специалисты

По специальности «Баллистика и гидроаэродинамика» где работать? Какие должности сможет занять специалист?

  1. Авиационный инженер. В его фронт работ входит конструирование, создание и эксплуатация летательных аппаратов, систем ориентирования и навигации бортового оборудования.
  2. Баллистик по испытаниям. Сейчас это очень перспективная работа, в задачи специалиста укладывается определение возможностей космических средств и их атомарных частей в ходе испытаний, проверка стабильности всех характеристик космических средств при внутренней эксплуатации.
  3. Инженер по системам автоматического управления. Как правило, такой специалист создает и следит за самонастраивающимися системами управления, располагающими значительной точностью и надежностью, формирует и реализует оперативные планы управления полетом летательных аппаратов.
  4. Инженер-расчетчик. На данном человеке лежит ответственность за многие технические характеристики будущих проектов и изделий.

Большая перспектива профессиональной деятельности

Специалисты направления «Баллистика и гидроаэродинамика» очень нужны как в гражданской, так и в военной авиации. Минимальный доход будет составлять около 70 тысяч рублей. Также стоит помнить, что многие специалисты, окончившие курс «Баллистика и гидроаэродинамика», могут рассчитывать на работу в компаниях за рубежом. В нашем государстве широко ценятся проектировщики навигационных систем и их стабилизации - это направление считается традиционно российским.

Вакансии для выпускника МАИ "Баллистика и гидроаэродинамика" (как, впрочем, и для выпускников других вузов, которые готовят таких специалистов) редко можно найти в открытом доступе. Как правило, толковых студентов направляют на практику, где они и остаются работать, или трудоустраивают.

Направление "Баллистика и гидроаэродинамика" предусматривает два уровня образования. Уровень бакалавра с нормативным сроком освоения основной образовательной программы (ООП) подготовки бакалавра при очной форме обучения - 4 года. Срок освоения ООП подготовки бакалавра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения увеличивается на один год относительно нормативного срока для очной формы обучения на основании решения ученого совета вуза. Уровень магистра с нормативным сроком освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения - 2 года. Срок освоения ООП подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока для очной формы обучения на основании решения ученого совета вуза.
Область профессиональной деятельности бакалавров и магистров - это область науки и техники, связанная с созданием и применением новой техники, машин, приборов, технических систем, включающая совокупность методов, средств и способов расчета, исследования и прогнозирования баллистических, гидроаэродинамических и динамических свойств и характеристик объектов, их режимов движения, управления объектами, проектирование и исследование объектов.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров и магистров являются летательные аппараты различного назначения, а также корабли, гидроаппараты, транспортные средства и другие конструкции и системы; объекты, установки и устройства, в которых движутся жидкости и (или) газы или используется их энергия; характеристики механики движения и управления движением различных объектов; процессы проектирования и исследования объектов и систем.

Инточники: Федеральные государственные образовательные стандарты ВПО для бакалавра и для магистра .

Вступительные испытания по направлению 161700 (24.03.03) в 2014 году:

Обязательные предметы: Русский язык, Математика

По выбору вузов (обязательный): Физика, Химия, Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

По усмотрению вуза: Иностранный язык

  • 24.03.01 Ракетные комплексы и космонавтика
  • 24.03.02 Системы управления движением и навигация
  • 24.03.03 Баллистика и гидроаэродинамика
  • 24.03.04 Авиастроение
  • 24.03.05 Двигатели летательных аппаратов

Будущее отрасли

По мнению форсайтеров, экспертов по оценке перспектив развития экономики, в сфере авиации ожидается значительное увеличение разнообразия летных средств.Появится больше пилотируемых гражданских малых воздушных судов, самолетов, вертолетов и, возможно, дирижаблей. В ближайшие 10–15 лет вероятно появление летательных аппаратов, стоимость которых будет сопоставима с автомобилем. Беспилотная авиация будет активно развиваться. Внутри городов беспилотные летательные аппараты будут применяться для доставки грузов, при строительстве, для контроля за движением и безопасностью. Ожидается возрождение воздухоплавания – дирижаблей на новой технологической основе, применяемых в труднодоступных районах.

Появление в небе большого числа новых частных аппаратов потребует изменения систем диспетчеризации полетов. Контроль за безопасностью будет увеличиваться, и это будет задавать новые требования к строительству инфраструктуры и к интеллектуальным системам поддержки диспетчеров.

В строительстве летательных аппаратов также произойдут изменения: применение композитов позволит уменьшить вес и увеличить прочность аппаратов, развитие и применение интеллектуальных систем управления обеспечит эффективность навигации и обеспечит безопасность на воздушных «дорогах», применение экотоплива и переход на электродвигатели сделает воздушный транспорт не только самым быстрым и мощным, но и самым экологичным.

    Что же появится в результате этих изменений?
  • Беспилотные летательные аппараты в транспортной и гражданской авиации.
  • Доступная малая гражданская авиация.
  • Экономичные и экологичные типы двигателей.
  • Интеллектуальные системы мониторинга летательных аппаратов и управления ими.
  • Комплексы активной защиты от угроз воздушному движению.

Ракетные комплексы и космонавтика 24.03.01

Выпускник этого направления будет участвовать в проведении анализа состояния ракетно-космической техники и ее отдельных направлений, создавать базы данных современных конструкций и технологий разрабатываемых систем ракетных комплексов, определять тип и внешний облик изделия, входящего в ракетный комплекс или космического аппарата.

В задачи такого специалиста будет входить проектирование и конструирование изделий, входящих в ракетно-космический комплекс, а также техническая работа по математическому моделированию при проектировании ракет, космических аппаратов, систем жизнеобеспечения, агрегатов и систем стартовых и технических комплексов, технологических процессов и средств технологического оснащения космических аппаратов.

Необходимой частью работы будет разрабатотка эксплуатационно-технической документации и использование ее при эксплуатации объектов ракетно-космической техники, а также выполнение патентных исследований с целью изучения объектов интеллектуальной собственности на патентную чистоту.

Профессии

  • Инженер стартовых комплексов
  • Инженер-испытатель ракетно-космической техники
  • Инженер-конструктор ракетных комплексов
  • Инженер-разработчик ракетных комплексов
  • Специалист по эксплуатации ракетно-космической техники

Профессии

    Инженер по навигации
  • Инженер по управлению воздушным движением
  • Инженер-испытатель систем управления летательными аппаратами
  • Специалист по монтажу устройств и узлов пилотажно-навигационного оборудования
  • Специалист по навигационному оборудованию
  • Специалист по технической поддержке и обслуживанию систем управления движением
  • Специалист по эксплуатации авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов

Профессии

  • Авиаконструктор
  • Авиационный инженер
  • Инженер стартовых комплексов
  • Инженер-проектировщик

Где работать

Специалисты этого профиля изучают проблемы аэродинамики и динамики полета летательных аппаратов в профильных конструкторских бюро и научно-исследовательских институтах, или проверяют годность летательных аппаратов на аэродромах.

Двигатели летательных аппаратов 24.03.05

Гиперзвуковые сомолеты, дискообразные летательные аппараты с вертикальным взлетом, «Черный дрозд», «Falkon», «Черная акула», - кто разрабатывал двигатели для этих авиалегенд? Кто разрабатывает сегодня перспективные двигатели для беспилотных летательных аппаратов и легких самолетов?

Выпускники направления обучения «Двигатели летательных аппаратов» смогут заниматься расчетами и конструированием отдельных деталей и узлов двигателей летательных аппаратов, разрабатывать технологические процессы изготовления отдельных деталей и узлов двигателей и энергоустановок летательных аппаратов, выбирать материалы для изготовления двигателей летательных аппаратов. На рабочих местах такие профессионалы будут принимать участие в работах в ходе подготовки производства новой продукции, принимать и осваивать вводимое оборудование, а кроме того, проверять качество монтажа и наладки при испытаниях и сдаче в эксплуатацию новых образцов изделий, узлов, деталей и двигателей летательных аппаратов.

Как широко образованные специалисты, они смогут проводить технико-экономическое обоснование проектных решений, оформлять законченные проектно-конструкторские работы и контролировать соблюдение экологической безопасности проводимых работ.