Участник закупки - оффшорная компания. Офшорные компании - это что такое? Как проверить, является ли компания офшорной? Участник является оффшорной 44 фз

Налоговая выгода — уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета (Постановление ВАС РФ от 12.10.2006 года № 53). Офшорные компании — фирмы, зарегистрированные в офшорных зонах, которые могут ставить цель получения необоснованной налоговой выгоды.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы .

В случае, если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, установленная налоговая ставка 0% (подпункт 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ) применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны ).

Оффшорная компания как участник закупки — юридическое лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).

Частью 8 статьи 10 установлено, что Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 — 5, 7 — 9 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи .

То есть законодательно закреплено, что комиссия не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям.

Согласно Письма Приморского УФАС России от 28.03.2016 года № 2042/03 — Закон № 44-ФЗ запрещает участие в закупке юридическим лицам, местом регистрации которых является включенные в вышеназванный перечень государство или территория. Каких-либо оговорок относительно учредителей (оффшорных компаний) зарегистрированных на территории РФ юридических лиц Закон N 44-ФЗ не содержит. Следовательно, Закон № 44-ФЗ к оффшорным не относит компанию, которая зарегистрирована и поставлена на налоговый учет на территории РФ, но единственным участником (учредителем) является иностранная компания (на территории офшорной зоны).

Оффшорные зоны в сфере налогообложения

В Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (утв. Приказом Минфина России от 13.11.2007 года № 108н) входят:

  1. Ангилья;
  2. Княжество Андорра;
  3. Антигуа и Барбуда;
  4. Аруба;
  5. Содружество Багамы;
  6. Королевство Бахрейн;
  7. Белиз;
  8. Бермуды;
  9. Бруней-Даруссалам;
  10. Республика Вануату;
  11. Британские Виргинские острова;
  12. Гибралтар;
  13. Гренада;
  14. Содружество Доминики;
  15. Китайская Народная Республика:
  • Специальный административный район Макао (Аомынь);
  1. Союз Коморы:
  • остров Анжуан;
  1. Республика Либерия;
  2. Княжество Лихтенштейн;
  3. Республика Маврикий;
  4. Малайзия:
  • остров Лабуан;
  1. Мальдивская Республика;
  2. Республика Маршалловы Острова;
  3. Княжество Монако;
  4. Монтсеррат;
  5. Республика Науру;
  6. Кюрасао и Сен-Мартен (нидерландская часть);
  7. Республика Ниуэ;
  8. Объединенные Арабские Эмираты;
  9. Острова Кайман;
  10. Острова Кука;
  11. Острова Теркс и Кайкос;
  12. Республика Палау;
  13. Республика Панама;
  14. Республика Самоа;
  15. Республика Сан-Марино;
  16. Сент-Винсент и Гренадины;
  17. Сент-Китс и Невис;
  18. Сент-Люсия;
  19. Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии:
  • Остров Мэн;
  • Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни);
  1. Республика Сейшельские Острова.

Оффшорные зоны в банковской сфере

Указанием Банка России от 07.08.2003 года № 1317-У утвержден список государств и территорий, где расположены офшорные зоны. Список подразделяется на три группы. Первая — самая респектабельная. Вторая — менее надежная и третья — требующая серьезной перестраховки.

Группа Наименование
Первая группа Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии:
- Нормандские острова (о-ва Гернси, Джерси, Сарк);
- о-в Мэн
Первая группа Ирландия (Дублин, Шеннон)
Первая группа Республика Мальта
Первая группа Китайская Народная Республика (Гонконг (Сянган))
Первая группа Швейцарская Конфедерация
Первая группа Республика Сингапур
Первая группа Республика Черногория
Первая группа Княжество Лихтенштейн
Вторая группа Антигуа и Барбуда
Вторая группа Содружество Багамы
Вторая группа Барбадос
Вторая группа Государство Бахрейн
Вторая группа Белиз
Вторая группа Бруней - Даруссалам
Вторая группа Зависимые от Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии территории:
- Ангилья;
- Бермуды;
- Британские Виргинские о-ва;
- Монтсеррат;
- Гибралтар;
- Теркс и Кайкос;
- Острова Кайман
Вторая группа Гренада
Вторая группа Республика Джибути
Вторая группа Содружество Доминики
Вторая группа Китайская Народная Республика (Макао (Аомынь))
Вторая группа Республика Коста-Рика
Вторая группа Ливанская Республика
Вторая группа Республика Маврикий
Вторая группа Малайзия (о. Лабуан)
Вторая группа Мальдивская Республика
Вторая группа Княжество Монако
Вторая группа Нидерландские Антилы
Вторая группа Новая Зеландия:
- Острова Кука;
- Ниуэ
Вторая группа Объединенные Арабские Эмираты (Дубаи)
Вторая группа Португальская Республика (о. Мадейра)
Вторая группа Независимое Государство Западное Самоа
Вторая группа Республика Сейшелы
Вторая группа Сент-Китс и Невис
Вторая группа Сент-Люсия
Вторая группа Сент-Винсент и Гренадины
Вторая группа США:
- Виргинские о-ва США;
- Содружество Пуэрто-Рико;
- штат Вайоминг;
- штат Делавэр
Вторая группа Королевство Тонга
Вторая группа Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка
Вторая группа Республика Палау
Третья группа Княжество Андорра
Третья группа Исламская Федеральная Республика Коморы:
- Анжуанские о-ва
Третья группа Аруба
Третья группа Республика Вануату
Третья группа Республика Либерия
Третья группа Республика Маршалловы Острова
Третья группа Республика Науру

Компаниям, зарегистрированным в офшорах, закрыт доступ к закупкам для государственных и муниципальных нужд

Президент РФ 13 июля подписал Закон № 227-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с новым законом, с 13 августа 2015 года участниками (поставщиками, подрядчиками) госзакупок не могут быть юридические лица, зарегистрированные в офшорной зоне. Мы попросили прокомментировать изменение законодательства директора Центра развития конкурентной политики и государственного заказа Высшей школы государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Елену Викторовну Агапову.

- Владимир Путин подписал закон, запрещающий участие офшорных компаний в государственных и муниципальных закупках. Насколько сильно повлияет это решение на рынок госзаказа? Что будет главным результатом: повышение собираемости налогов, снижение коррупции, устранение рисков, связанных с иностранными юрисдикциями?

Офшорные компании или офшорные зоны позволяют с легкостью выйти на международный финансовый и инвестиционный рынок. Законодательство многих офшорных зон построено на принципах конфиденциальности и защиты прав собственника. Компании, которые зарегистрированы в офшорных зонах, очень часто имеют формальных (подставных) генеральных директоров. Поэтому абсолютно стандартной является схема, когда прибыль офшорных компаний увеличивается, а прибыль российских компаний уменьшается, тем самым уменьшая налоговую базу для исчисления налогов. Кроме того, офшорные юридические лица, как правило, не являются производственными компаниями, а всего лишь оказывают консультационные, маркетинговые или информационные услуги, поэтому привлечение данных компаний в качестве подрядчиков сразу вызывает много вопросов.

Давайте вспомним, что начало деофшоризации российской экономики стартовало в 2013 году согласно поручениям Президента Российской Федерации о разработке мер, направленных на снижение участия офшорных компаний в российской экономике. Поэтому на рынок государственных закупок принятый Федеральный закон от 13.07.2015 № 227-ФЗ не должен оказать сильного влияния. И тем не менее подобная норма должна привести к повышению собираемости налогов и устранению рисков, связанных с иностранными юрисдикциями, уменьшению оттока капитала за границу и сокращению коррупционных рисков.

- Будут ли делаться исключения для каких-то видов госзакупок, например, для закупок российских загранучреждений? Не планируется ли расширение действия закона на закупки юридических лиц, регулируемые ФЗ-223?

Принятый Федеральный закон № 227-ФЗ запрещает участие офшорных компаний в государственных и муниципальных закупках и не предполагает введение исключений для каких-либо закупок. В отличие от ФЗ-44, где прописаны требования к участникам (поставщикам, подрядчикам) закупки, в ФЗ-223 требования к участникам (поставщикам, подрядчикам) закупки не установлены. Организации, действующие по ФЗ-223, самостоятельно устанавливают требования к участникам торгов в положении о закупке и в соответствующей тендерной документации.

- Как будет исполняться закон на практике, в случае если торги проводятся в электронном виде в режиме on-line?

В ходе проведения электронных аукционов изменений не будет, а на момент аккредитации компании оператор электронной торговой площадки будет обязан проверять вновь аккредитуемые компании на соответствие участника требованию ФЗ-44. В то же время непосредственно комиссии заказчика обязаны проверять компании, которые были ранее аккредитованы и участвуют в торгах. Данные поправки в ФЗ-44 усложняют работу комиссий заказчиков и требуют дополнительного контроля за офшорными юрисдикциями.

- Насколько полным является перечень офшоров, на который будут ориентироваться тендерные комиссии? Не получится ли так, что некоторые офшоры по тем или иным причинам в него не попадут?

Регулирующим органом по утверждению перечня офшорных юрисдикций является Министерство финансов Российской Федерации, которое следит за деятельностью офшорных компаний и при необходимости вносит изменения в перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).

- Допустим, тендер выиграет участник, зарегистрированный не в офшоре. Сможет ли он передать субподряд офшорной компании?

Один из вариантов решения - это право заказчика устанавливать самостоятельно в документации о закупке порядок привлечения субподрядчиков по исполнению государственных и муниципальных контрактов. По решению заказчика может быть установлен запрет на привлечение офшорных компаний на субподряд, однако прямого законодательного запрета не существует.

- Если офшорная компания учредит в России дочернюю фирму, сможет ли последняя участвовать в торгах по госзаказу? Представим себе и такую ситуацию: участник, зарегистрированный не в офшоре, выигрывает тендер, подписывает госконтракт, а затем его покупает офшорная компания. Что будет в этом случае?

Подобные ситуации в настоящее время законодательно не урегулированы. Законодатель не устанавливает требования к учредителям компаний - участникам закупок по 44-ФЗ. Даже если вдруг произойдет покупка акций российской компании офшорной компанией, юрисдикция российской организации не изменится.

- Какими положениями можно дополнить закон, чтобы повысить его эффективность, уменьшить количество лазеек для любителей работать через офшоры?

Существуют различные варианты развития, по которым возможно двигаться дальше. Один из них - установление требований к участникам закупок по ФЗ-223, но делать это необходимо очень аккуратно и обязательно совместно с крупными организациями, действующими по ФЗ-223.

В современных рыночных условиях достаточно устойчивыми стали такие понятия, как офшорные зоны и офшорные компании. В СМИ можно увидеть множество объявлений, в которых предлагаются услуги по регистрации предприятия на безналоговой территории или открытию счета в каком-нибудь крупном банке мира.

Определение

Офшорные компании - это юридические лица, зарегистрированные в юрисдикции, в которой отсутствует валютный контроль и применяется льготное налогообложение. Эти организации не осуществляют деятельность на территории, где стоят на учете. Владельцами таких фирм выступают нерезиденты страны. Такие организации возникают в тех странах, законодательства которых полностью либо частично освобождают предприятия, не ведущие бизнес на территории регистрации, от налогообложения. Необходимо отметить, что льготы действуют только в части работы за пределами страны, где фирма стоит на учете. Чтобы вести полноценный бизнес в любом другом государстве, необходимо заключить соответствующее соглашение. Это позволяет избежать

Офшорные компании: 44 ФЗ

13 августа 2015 года вступил в действие Закон № 227. Он внес ряд поправок в нормативный акт, регламентирующий в сфере закупок для обеспечения муниципальных и государственных нужд. С этого момента заказчики в документации устанавливают обязательное требование к участникам о том, что они не выступают как офшорные компании. Это положение, однако, не распространяется на запрос котировок, электронный аукцион и предварительный отбор. В первом и последнем случаях контроль над исполнением поправок к Закону осуществляется при заключении контракта. При электронном аукционе оператор площадки откажет в регистрации, если заявку подают офшорные компании. 44 ФЗ во всех остальных случаях обязывает комиссию заказчика устанавливать характер регистрации участника. При этом она не вправе требовать от организации, подающей заявку, подтверждения факта, что она не является офшорной компанией.

Специфика

Согласно положениям международного права, офшорные компании - это самостоятельные организации, которые осуществляют свою деятельность по законодательству стран, в которых зарегистрированы. На сегодняшний день в мире присутствует около 60 государств, нормативные акты которых предусматривают льготное налогообложение. Предприятия, зарегистрированные в таких странах, могут открывать счета в любых крупных банках в неограниченном количестве. Фактически, деятельность таких организаций никому не подотчетна. Практически во всех "безналоговых" странах ежегодная отчетность заключается в перечислении фиксированного сбора.

Назначение

Существует несколько причин, по которым бизнесмены открывают офшорные компании. Это:

  1. Сейф. Допустим, предприниматель имеет в наличии некоторые средства, которые желает положить в безопасное место. При этом ему хотелось бы иметь немедленный доступ к ним, свободно распоряжаться своими деньгами и перемещать их по миру. Кроме этого, бизнесмен стремится уйти от политической нестабильности в своей стране, облегчить свое бремя обложения. Чтобы решить все эти задачи, нужно найти банк в надежном государстве. Но открыть частный счет в зарубежной финансовой организации он не сможет, поскольку для этого необходима лицензия РФ. Кроме этого, существует вероятность раскрытия его данных. В частности в платежных документах в поле "Получатель" будет указано его имя или кредитная карта будет говорить о наличии счета за границей. Однако законодательство не запрещает открывать предприятие на свое имя и регистрировать его в "безналоговой стране". Бизнесмен будет являться директором и распоряжаться счетом компании. А о том, что он является владельцем, никто знать не будет.
  2. Участник бизнеса. При ведении необходимо оптимизировать налоги, ускорить упростить документооборот, а также защититься от фискальных служб. Офшорные компании - это модель ведения бизнеса, которая позволяет избавиться от многих проблем. Такие организации выступают в качестве посредников между местным предприятием и покупателем (продавцом) при ведении внешнеэкономической деятельности.
  3. Участник рынка ценных бумаг. В этом случае офшорная компания открывает специальный счет в отечественном банке и осуществляет работу с
  4. Продажа ОС. При импортировании, например, линии по розливу напитков можно не платить НДС и таможенный сбор. При открытии офшорной компании основные средства вносятся в качестве уставного фонда. Также можно осуществить лизинг оборудования для отечественного предприятия, проценты по нему перечислить за границу, а платежи включить в расходы.

Отечественная практика

Офшорные компании России имеют особую ценность. Она заключается в том, что появляется возможность юридически свободно перемещать капитал. В условиях тяжелого способного разрушить целые сектора экономики, именно офшорная схема позволяет достичь высокой прибыли в бизнесе. Потребность создать такую организацию возникает, как правило, у тех предпринимателей, которые получают хороший доход и хотят, чтобы он таким и оставался и не изменялся в случае нестабильности рынка или вмешательства государства. Следует сказать, что использование офшоров распространено по всему миру. Однако цели создания таких организаций различны. Что касается России, то здесь предприниматели, как выше было сказано, стараются уберечь свой капитал от налогов, неэффективной неблагоприятного инвестиционного положения в стране и высоких рисков. Это и является главной мотивацией для экспорта денежных масс за рубеж и сокрытия факта владения объектом на территории государства.

Как проверить, является ли компания офшорной?

Это можно сделать двумя способами: самостоятельно или обратиться за помощью к специалистам. Как подтвердить, что компания не является офшорной, самому? Для этого нужно:

  1. Изучить все опубликованные сведения об интересующем предприятии.
  2. Направить запросы в разные государственные органы.

Однако этот процесс займет достаточно много времени. Кроме того, совершенно нет никаких гарантий, что на все запросы придут ответы, а выяснить некоторые факты можно только лишь при наличии нужных связей.

Помощь фирм

Что касается специалистов, то многие из тех, кто предлагает такую помощь, занимаются поиском информации достаточно давно. Это значит, что у них есть необходимые связи, опыт и знания. Такие компании могут предоставить сведения о:

  1. Величине уставного капитала интересующей фирмы.
  2. Рентабельности.
  3. Надежности.
  4. Ликвидности.
  5. Бухгалтерском балансе.
  6. Наличии связей с другими компаниями.
  7. Руководстве.
  8. Истории деятельности и так далее.

Заключение

Достоверность сведений, разумеется, будет зависеть от непосредственно самого исполнителя. Но, как практика показывает, в 90% случаев информации, которую предоставляют такие специализированные фирмы, стоит верить. Следует сказать, что самостоятельный поиск информации, как правило, ни к чему не приводит или заинтересованное лицо получает только поверхностные, несущественные сведения. Чтобы не потратить время впустую, лучше заплатить специалистам, которые предоставят ответы на все вопросы.

В России продолжается неравный бой с офшорами. Насколько эта битва успешна, мы сейчас выяснять не станем. Нас больше интересует, как она отражается на системе госзакупок.

Закон о контрактной системе в редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 227-ФЗ получил весьма интересную новую норму, касающуюся допуска к участию в российском госзаказе офшорных компаний. (Обзор редакций 44-ФЗ можно найти .

Как известно, до недавнего времени понятие участника закупки было максимально широким, позволяющим в общем случае приходить на рынок российского госзаказа физическим и юридическим лицам со всего света. Да, по факту «иностранец» не мог поучаствовать в закупках в электронной форме из-за проблем с получением электронной подписи, однако де-юре доступ к госзакупкам был открыт для представителей всех стран.

Вступила в силу новая редакция п. 4 ст. 3 44-ФЗ, исключившая из числа участников закупки юридические лица, зарегистрированные в офшорных юрисдикциях. Выделены новые положения статьи:

4) участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;

Часть 1 ст. 31 была дополнена лаконичным пунктом 10:

10) участник закупки не является офшорной компанией.

Интересно, что запретительные нормы были оформлены не только как требование к участникам, но и как исключение из самого понятия «участник». Вы с Каймановых островов? Вы теперь вообще не участник закупки! Такое построение норм, на мой вкус, является избыточным: участник не может быть офшорной компанией, а офшорная компания - участником.

Были введены механизмы реализации мер по блокированию участия офшоров в закупках. Механизмы получились различными в зависимости от способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс.

Участник закупки.

Комиссия заказчика.

Обязана проверять, что участник - не офшорная компания (см. ч. 8 ст. 31 44-ФЗ в новой редакции):

Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации.

Заказчик.

Электронный аукцион.

Участник закупки.

Ни подавая заявку, ни когда-либо ещё, не декларирует и никак не подтверждает, что он - не офшорная компания.

Комиссия заказчика.

Вправе проверять, что участник - не офшорная компания (см. ч. 8 ст. 31 44-ФЗ в новой редакции):

Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

Заказчик.

Вправе, как и ранее, проверить и установить, что участник не соответствует требованию или представил недостоверные сведения о соответствии. Последствия - см. ч. 15 ст. 95 закона.

Оператор площадки.

На Оператора возложена новая функция по проверке соответствия участника требованиям. Ранее Оператор в силу закона о КС не проверял соответствие никаким требованиям. Статья 31 44-ФЗ дополнена частью 8.1:

8.1. Оператор электронной площадки проверяет соответствие участника электронного аукциона требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи, при его аккредитации на электронной площадке.

При этом расширен перечень оснований для отказа в аккредитации:

Оператор электронной площадки обязан отказать участнику электронного аукциона в аккредитации в случае непредоставления им документов и информации, указанных в части 2 настоящей статьи, или предоставления документов, не соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также в случае, если такой участник является офшорной компанией.

У всех уже аккредитованных на ЭП участников, являющихся офшорными компаниями, должна была быть прекращена аккредитация. Это тоже функция оператора ЭП (см. ч. 2 ст. 2227-ФЗ):

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона оператор электронной площадки прекращает действие аккредитации на электронной площадке участника закупки, не соответствующего требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона). При этом прекращается блокирование денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.

Запрос котировок.

Участник закупки.

Подавая заявку, отдельно не декларирует и никак не подтверждает, что он - не офшорная компания. Более того, сам факт подачи заявок признаётся декларированием (см. ч. 3.1. ст. 73 44-ФЗ):

3.1. Участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, считается представившим заказчику информацию о своем соответствии требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Однако на участника закупки возложена обязанность по подтверждению соответствия требованию при заключении контракта. Статья 79 дополнена ч. 11:

В случае, если победитель запроса котировок не представил заказчику подписанный контракт и выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

Таким образом, при проведении запроса котировок подтвердить, что ты не являешься офшорной организацией, наиболее трудно. Стоит обратить внимание на то, что прямо не названо, в какой форме предоставляется выписка или её копия. Формально выписка уже не относится к заявке, поэтому может быть представлена в любой форме, в том числе электронной. Также вовсе не обязательно одновременно представлять выписку и подписанный контракт. Важно, чтобы это было сделано в отведённые сроки.

Комиссия заказчика.

Вправе проверять, что участник - не офшорная компания (см. ч. 8 ст. 31 44-ФЗ в новой редакции).

Заказчик.

Обязан признавать участника уклонившимся от заключения контракта в случае непредоставления выписки.

Вправе, как и ранее, проверить и установить, что участник не соответствует требованию или представил недостоверные сведения о соответствии. Последствия - см. ч. 15 ст. 95 закона.

Запрос предложений.

Участник закупки.

Так как требования к составу заявки по-прежнему прямо законом не регулируются, то заказчик вправе установить те или иные требования к документам, сведениям, подтверждающим соответствие требованию.

Комиссия заказчика.

Заказчик.

Вправе, как и ранее, проверить и установить, что участник не соответствует требованию или представил недостоверные сведения о соответствии. Последствия - см. ч. 15 ст. 95 закона.

Предварительный отбор.

Участник закупки.

Подавая заявку, отдельно не декларирует и никак не подтверждает, что он - не офшорная компания. Более того, сам факт подачи заявок признаётся декларированием (см. ч. 5.1. ст. 80 44-ФЗ):

5.1. Участник предварительного отбора, подавший заявку на участие в предварительном отборе, считается представившим заказчику информацию о своем соответствии требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

При заключении контракта действуют нормы, аналогичные простому запросу котировок. Таким образом, офшорная компания может оказаться среди участников предварительного отбора, пройти его и попасть в перечень поставщиков.

Заказчик.

Аналогично обычному запросу котировок.

Закрытые конкурсы.

Аналогично открытому конкурсу.

Закрытый аукцион.

Участник закупки.

Каких-либо новаций введено не было. Участник по-прежнему представляет копию выписки из ЕГРЮЛ в составе заявки (см. пп. б) п. 1 ч. 2 ст. 88 закона).

Комиссия заказчика.

Обязана проверять, что участник - не офшорная компания (см. ч. 8 ст. 31 44-ФЗ в новой редакции).

Теперь несколько вопросов относительно применения новых норм.

Что это за офшоры такие?

В силу налогового законодательства России офшорные зоны - это государства и территории, предоставляющие льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающие раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций.

К таким зонам в силу приказа Минфина России от 13.11.2007 № 108н относятся:

Ангилья;
Княжество Андорра;
Антигуа и Барбуда;
Аруба;
Содружество Багамы;
Королевство Бахрейн;
Белиз;
Бермуды;
Бруней-Даруссалам;
Республика Вануату;
Британские Виргинские острова;
Гибралтар;
Гренада;
Содружество Доминики;
Китайская Народная Республика: Специальный административный район Гонконг (Сянган);
Специальный административный район Макао (Аомынь);
Союз Коморы: остров Анжуан;
Республика Либерия;
Княжество Лихтенштейн;
Республика Маврикий;
Малайзия: остров Лабуан;
Мальдивская Республика;
Республика Маршалловы Острова;
Княжество Монако;
Монтсеррат;
Республика Науру;
Кюрасао и Сен-Мартен (нидерландская часть);
Республика Ниуэ;
Объединенные Арабские Эмираты;
Острова Кайман;
Острова Кука;
Острова Теркс и Кайкос;
Республика Палау;
Республика Панама;
Республика Самоа;
Республика Сан-Марино;
Сент-Винсент и Гренадины;
Сент-Китс и Невис;
Сент-Люсия;
Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии: Остров Мэн;
Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни);
Республика Сейшельские Острова.

Будет ли являться участником закупки компания, зарегистрированная в РФ (или иной стране, не относящейся к оффшорным зонам), учредителем (участником, акционером) которой является офшорная компания?

Да, будет. По-прежнему отсутствуют ограничения, накладываемые на место происхождения капитала. То есть, офшорная компания, «выгнанная» из российского госзаказа, сможет стать учредителем российской компании, а эта «дочка» в свою очередь сможет принять участие в закупках на общих основаниях.

Может ли физическое лицо, являющееся гражданином государства, офшорной зоны, быть участником закупки?

Да, так как ограничения наложены лишь на юридические лица. Так что ждём наплыва заявок от граждан Сан-Марино и Маврикия)).

А что с представительствами офшорных компаний?

А вот для них вход закрыт: представительство в силу ГК РФ не является юридическим лицом и действует от имени юридического лица. Поэтому запрет будет работать.

Как комиссии или заказчику проверить, не является ли участник офшорной компанией?

Обладая информацией о месте нахождения участника, сделать это довольно просто - достаточно изучить названный выше Приказ МинФина РФ. Также заинтересованные лица могут направить запрос в Налоговую службу, которая ведёт Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (см. Приказ ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/683@).

Как поступить с контрактами, уже заключенными с офшорными компаниями?

Они сохранят свою силу и будут исполняться в общем порядке.

Теперь посмотрим на официальном сайте в реестре контрактов, есть ли контракты, заключенные ранее с офшорными компаниями. По всему перечню стран обнаружилась 81 запись, но все они - это неточности сайта. Разочарование. Где же миллиарды, утёкшие на остров Кука?

При предоставлении 2 частей по эл. аукциону победителем предоставлена Декларация о соответствии участника требованиям части 1 статьи 31 44-ФЗ, в которой НЕ прописаны пункты: 7.1)участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; 10) участник закупки не является оффшорной компанией. Должны ли мы отклонить данного участника?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Исходя из буквального толкования положений п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, данное требование относится только для юридических лиц. Соответственно, физическим лицам или физическим лицам без образования юридического лица не нужно декларировать информацию о соответствии требованиям к участникам закупки, которые предусмотрены в п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

При этом, если участником закупки является юридическое лицо и при декларировании о его соответствии требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, не указано о его соответствии п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, то заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ.

Участнику электронного аукциона не нужно декларировать о том, что он не является оффшорной компанией. Однако если заказчику станет известно, что участник - офшорная компания, то комиссия вправе в любой момент отстранить его от аукциона. Об этом сказано в части 9 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Должен ли участник аукциона во второй части заявки предоставить декларацию, что не является офшорной компанией?

Нет, не должен. Однако если заказчику станет известно, что участник - офшорная компания, то комиссия вправе в любой момент отстранить его от аукциона. Об этом сказано в части 9 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Запрет участвовать в закупках офшорным компаниям установлен пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Участник электронного аукциона - офшорная компания

Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) в извещении о проведении электронного аукциона устанавливаются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 и ч. 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона № 44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ в извещении устанавливается требование, что участник закупки не является офшорной компанией.

В свою очередь, в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2 и ч. 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона № 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пп. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

То есть, участник электронного аукциона не декларирует, что он не является офшорной компанией.

Также в соответствии с ч. 8 ст. 31 Закона № 44-ФЗ аукционная комиссия не обязана, а лишь вправе проверить участника электронного аукциона на соответствие требованию, установленному в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, так как такая обязанность лежит на операторе электронной площадки (ч. 8.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Но так как аукционная комиссия вправе проверить участника электронного аукциона на соответствие требованию, установленному в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, то сообщаем, как это сделать.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона № 227-ФЗ офшорная компания - это юридическое лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц.

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса РФ к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие налоговые ставки:

  • 0 процентов - по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов.

При этом в случае, если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, установленная настоящим подпунктом налоговая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).

Так перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (далее - Перечень) утвержден приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н.

Так в Перечень включены, например, следующие офшорные зоны:

  1. Ангилья;
  2. Княжество Андорра;
  3. Антигуа и Барбуда;
  4. Аруба;
  5. Содружество Багамы;
  6. Королевство Бахрейн;
  7. Белиз;
  8. Бермуды и т.д.

Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона № 44-ФЗ, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе (ч. 1 ст. 69 Закона № 44-ФЗ).

Согласно ч. 19 ст. 68 Закона № 44-ФЗ в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в ч. 18 ст. 68 Закона № 44-ФЗ, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с в ч. 18 ст. 68 Закона № 44-ФЗ получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также документы этих участников, предусмотренные пп. 2 - 6 и 8 ч. 2 ст. 61 Закона № 44-ФЗ и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке. В течение этого срока оператор электронной площадки обязан направить также соответствующие уведомления этим участникам.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 62 Закона № 44-ФЗ в реестре участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, в отношении каждого участника такого аукциона должна содержаться копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты обращения участника такого аукциона с заявлением об аккредитации, копии документов, удостоверяющих личность участника такого аукциона (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства (для иностранного лица).

То есть, аукционная комиссия может для проверки участника электронного аукциона на соответствие требованию, установленному по п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, использовать, например, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства, проверив в данных документах место регистрации юридического лица.

При заключении контракта заказчик не обязан (он вправе) проверять, является ли победитель электронного аукциона офшорной компанией, то он также может это сделать, как и аукционная комиссия, и в случае, если на этапе заключения контракта заказчик установит факт, что победитель электронного аукциона - офшорная компания, то в соответствии с ч. 9 ст. 31 Закона № 44-ФЗ он должен отказаться от заключения контракта.