Требования к менеджеру. Требования к менеджерам Требования к менеджменту кратко

Отличительные черты современного менеджера - компетентность, достоинство и высокая ответственность, чувство нового, умение рисковать, чувствительность к изменениям, подвижность, высокая работоспособность (табл.

Таблица 21.3

Современные требования к менеджеру

#G01. Компетентность 19. Настойчивость 2. Достоинство и высокая ответственность 20. Самообладание 3. Чувство нового 21. Ответственность 4. Умение рисковать 22. Организаторское чутье 5. Чувствительность к изменениям 23. Руководство эмпатией 6. Подвижность 24. Избирательное стимулирование персонала 7. Высокая работоспособность 25. Постоянная требовательность к подчиненным 8. Приятность и обходительность с подчиненными 26. Умение открыть в сотрудниках способности 9. Доброжелательность 27. Скромность 10. Доверие 28. Искренность 11. Обязательность 29. Сострадание 12. Взаимовыручка 30. Совестливость 13. Открытость 31. Смелость 14. Умение идти на компромиссы 32. Терпение 15. Практичность ума, его глубина 33. Способность сомневаться 16. Ясность, проницательность 34. Осторожность 17. Активность 35. Скептицизм 18. Инициативность 36. Пристальное внимание контролю

В современных условиях ценится тот руководитель, который знает свое дело, умеет хорошо организовывать и управлять, добиваться поставленных целей с наименьшими затратами, который имеет высокие образовательный уровень и профессиональную квалификацию. Полноценному менеджеру необходимо хорошо знать свой родной и в совершенстве владеть английским языком, уметь оценивать обстановку в деловом мире, знать компьютер и уметь пользоваться глобальными информационными системами.

Менеджер должен браться за решение задач на пределе или выше своих возможностей. «Второе дыхание» позволит достичь цели.

Современными требованиями к менеджеру являются приятность и обходительность с подчиненными, доброжелательность, доверие, обязательность и выручка, открытость. Менеджер должен уметь идти на компромиссы, дающие наименьшие отрицательные последствия.

Эффективно работающему руководителю необходимо понимать и принимать тот факт, что выбранное им решение может иметь недостатки. Однако оно должно быть наиболее привлекательным с точки зрения конечного эффекта и не парализовать волю подчиненных в достижении успеха. В принятии решений необходимо руководствоваться интуицией, знаниями, накопленным опытом, рациональностью. Современная деятельность менеджера предполагает высокую самоорганизацию его действий, он должен быть образцом исполнительской дисциплины и требовательности.

Современный менеджер должен обладать следующими качествами: практичность ума, глубина, ясность, проницательность мысли, активность, инициативность, настойчивость, самообладание, наблюдательность, самостоятельность, ответственность.

Современный менеджер должен обладать организаторским чутьем. Под этим понимается способность быстро и глубоко вникать в психологию других людей. Организаторское чутье позволяет менеджеру определять способности работников, улавливать изменения взаимоотношений в коллективе, группировать людей в зависимости от симпатии и антипатии.

Менеджер обязан в своей деятельности руководствоваться эмпатией, развивая способность к сопереживанию, должен уметь поставить себя на место подчиненного.

Весьма важное значение в деятельности менеджера имеет избирательное стимулирование персонала и постоянная требовательность к подчиненным, умение найти в сотрудниках способности, отыскать то, что каждый может делать лучше других.

Необходимые качества современного менеджера также: смелость, терпение, добрая зависть, способность к сомнению, осторожность, скромность, искренность, сострадание, совестливость.

Смелость противостоит боязни неудач и страху движения к успеху. Терпение менеджеру необходимо для того, чтобы добиться успеха, так как мгновенно его добиться невозможно. Только упорство и осознанное преодоление трудностей ведет к цели. Чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого, должно быть доброжелательным и освобождающим от злости. Скептицизм, сомнения, осторожность сопутствуют принятию ответственных решений. Скромный менеджер видит себя составной частью окружающего. Искренность является основой уверенности в себе. Очень большой вред приносит работник, верящий своей лжи. Жалость, сочувствие к другим увеличивают энергию человека. «Совесть с неправдою не уживаются».

Кодекс чести современного менеджера должен быть таким. Уважительное отношение к власти и старшим по возрасту. Уважение к работникам всех уровней управления. Умение держать данное слово. Понятная и корректная речь. Умение отдыхать и размышлять о своей жизни. Уважение культуры и традиций своей страны и других государств, человеческой жизни. Использование собственности фирмы и принадлежащей ей информации для личной выгоды недопустимо. Честность и правдивость. Уважение права частной собственности. Уважение, престиж менеджера, его благополучие должны быть результатами, но не целью. Крепкая и благополучная семья менеджера является залогом процветания фирмы.

В кодекс чести менеджера должно быть включено положение, что нельзя выполнять работы, связанные с нарушением закона или этических норм. Менеджер не соглашается на работы, не входящие в его компетентность.

Для современного менеджера недопустимы отказ от личной ответственности и сдерживание роста квалификации сотрудников. Быть начальником, а не товарищем. Нельзя быть чрезмерно принципиальным в оценке действий сотрудников и руководить всеми ими одинаково, акцентируя внимание на проблемах, а не на целях. Не следует забывать о значимости прибыли для организации. Отрицательные черты менеджера - пользование привилегиями, пресечение критики, наказание за инициативу, не выполнение обещаний.

Менеджера ждут неудачи при чрезмерном стремлении к росту заработной платы, символам положения, чрезмерной заботе о себе, самоизоляции и сокрытии мыслей и чувств.

Современный менеджер должен уделять пристальное внимание контролю. Отсутствие контроля делает руководство несостоятельным. Контроль со стороны менеджера не должен ограничиваться разовыми мероприятиями, а быть повседневной задачей. В то же время следует помнить, что тотальный контроль порождает небрежность, делает работников несамостоятельными. Скрытый контроль вызывает у подчиненных лишь досаду.

Еще по теме 21.7. Современные требования к менеджеру:

  1. 1.2 СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
  2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ
  3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ДЕЛОВОГО СОВЕРШЕНСТВА КАК КЛЮЧЕВОЙ КОМПОНЕНТ ФИРМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Ты решил стать менеджером по продажам. Хочешь узнать, что от тебя будут требовать? Требовать от тебя могут чего угодно, и с этим нужно смириться. Все-таки, менеджеры по продажам – самая популярная профессия, и если не знают, как назвать должность, ее обязательно назовут именно так.

Тем не менее, в этой статье я попытаюсь обозначить основные требования к менеджеру по продажам, которые реально нужны для данной профессии .

Примеры требований к профессии:

  • «умение удовлетворить клиента» – все-таки, удовлетворением клиентов занимается несколько другая профессия;
  • «знание фотошоп, 1С, автокад, SQL» – не знаю, что должен продавать этот менеджер, но работать он должен за половину исследовательского отдела «Майкрософт»;
  • «знание рынка товаров быстрого потребления основных ведущих производителей» – проще, по-моему, нанять Вассермана;
  • «умение выдержать посыл на три буквы не менее 10 раз за день» — при выдерживании 20 посылов присваивается должность старшего менеджера;
  • «ботинки с толстой подошвой» – второй комплект подошв выдается работодателем;
  • «миловидный внешний вид» – отклик на это предложение: мужчина 25 лет, весом 120 кг. хочет работать в вашей компании;
  • «наличие собственной базы, не занятой конкурентами» -интересно откуда она возьмется? Соискатель перед собеседованием должен прошерстить все компании и занести в базу, где не «пасутся» конкуренты.

Таких требований в вакансиях со временем попадается все реже, так как основные требования к менеджеру по продажам на рынке сформировались. Узнать их совсем несложно – открой 10 вакансий, и, как под копирку, там будут следующие: коммуникабельность, стрессоустойчивость, работоспособность, ответственность, знание тех или иных программ . Не буду писать всю эту фигню, потому что она почти везде одинаковая, и к реальным требованиям, позволяющим менеджеру по продажам быть успешным, относится не более чем на треть.. Вся проблема в том, что пишут требования к менеджерам по продажам либо кадровые специалисты, либо руководители, которые не знают, как сформулировать одно требование: чтобы умели продавать. Поэтому большинство перед написанием своих требований открывает требования по аналогичным вакансиям и вносит их в список. При этом на собеседовании редкий интервьюер точно назовет те из них, которые были написаны в самой вакансии.

7 главных требований к менеджеру по продажам

Я назову ряд требований к менеджеру по продажам, обладая которыми ты сможешь получить хорошую работу, независимо от того, что написано в требованиях к вакансии.

    1) Коммуникабельность – общайся, задавай вопросы, восхищайся компанией. Делай это естественно, наработай легкость общения – это половина успеха на твоем собеседовании.

    2) Знание теории продаж. Без этого никуда. Даже если ты не умеешь применять все то, что написано в этих умных книгах, знать что в них написано, нужно, чтобы ответить на вопросы на собеседовании.

    3) Целеустремленность. Достичь можно всего, чего захочешь. Вопрос только во времени и затратах. Поэтому если ты продемонстрируешь работодателю цель и свое желание идти к ней, это накинет тебе баллы.

    4) Организованность. Самая большая проблема для активных и креативных менеджеров по продажам. Но крайне необходимое качество для успешного завершения сделок. Чтобы стать успешным менеджером по продажам одного драйва недостаточно. Хорошие руководители знают, что иногда лучше взять человека, который способен пробежать дистанцию чуть более медленно, но зато он будет бежать в одном направлении и достигнет финиша раньше, чем более скоростной, взрывной, но постоянно меняющий свой финиш кандидат.

    5) Умение слушать. Это умение, скорее всего, относится к коммуникабельности, но его необходимо выделить отдельно, поскольку для менеджеров по продажам оно одно из самых важных. Во время глобального исследования при анализе 12 тысяч сделок было выявлено, что в успешных сделках менеджер по продажам всегда говорил по времени меньше, чем клиент. Как его выработать, ты можешь узнать на нашем курсе или из других открытых источников.

    6) Знание того или иного рынка. Это требование часто встречается в вакансиях менеджеров по продажам. Иногда оно оправдано, иногда нет. Одно могу сказать: ты никогда хорошо не изучишь рынок по интернету, но тебя не должно останавливать это требование. Обладай другими навыками, и тебе могут простить незнание конкретного рынка.

Подведем итоги. Если ты прошел тест на предрасположенность к продажам положительно, у тебя есть задор и горящие глаза, все остальные требования не должны быть существенным препятствием к поиску работы. Кстати, если ты хочешь улучшить свои навыки продаж и стать настоящим профессионалом, рекомендую выбрать подходящий тренинг на странице « »

Выполняя свои обязанности, менеджер выступает в определенной социальной роли, характер которой меняется с развитием общества.

В период, когда исполнители были в большинстве своем серой безликой массой, имели низкий уровень образования и универсальные навыки, все время находясь под страхом увольнения и в то же время в постоянной готовности к бунту за невыносимых условий труда и жизни, руководитель должен быть безжалостным диктатором, который управляет персоналом с помощью принуждения.

С повышением культурного уровня работников, осознанием ими себя как личностей роль диктатора перестала отвечать реальным потребностям практики управления. В этих условиях возникла новая роль - отца семейства, который не только отдает распоряжение, наказывает или награждает, но и создает благоприятный морально-психологический климат, решает межличностные конфликты, поддерживает своих подчиненных.

Современные технологические и социальные процессы чрезвычайно усложнились, а знания и квалификация исполнителей, их независимость настолько выросли, что диктаторские замашки и патернализм практически исключены, недопустимы, сейчас доминирует деловое сотрудничество и консультирования. Менеджер становится организатором самостоятельной работы подчиненных, объединенных в команды.

Достаточно интересна эволюция требований к руководителям. Так, Ф. Тейлор, один из основателей науки управления, важнейшими чертами считал разум, образование, специальные и технические знания, физическую ловкость или силу, такт, энергию, решительность, честность, рассудительность и здравый смысл, крепкое здоровья я.

А.Файоль так определяет требования к руководителю: "Первое требование, которому должен удовлетворять руководитель крупного предприятия, - быть хорошим администратором, то есть быть способным предвидеть, организовывать, согласовывать и контролировать. Второе условие заключается в том, чтобы он был компетентным в специальной технической функции, присущей данному предприятию ".

Другие качества и знания, которые желательно иметь всем руководителям:

1) здоровье и физическая сила;

2) интеллигентность и умственная сила;

3) нравственные качества: благоразумие, настойчивая энергия, смелость, чувство ответственности, долга и заботы об общем интересе;

4) высокий уровень общей культуры;

5) общее представление обо всех наиболее существенные функции фирмы.

В Советском Союзе при подборе управленческих кадров руководствовались четырьмя основными требованиями: политическая грамотность, моральная устойчивость, компетентность, организаторские способности.

Для сравнения приведем квалификационные требования к лицу менеджера в Великобритании:

♦ понимание природы управленческих процессов, знание основных видов организационных структур управления, функциональных особенностей и стилей работы, владение средствами повышения эффективности управления;

♦ способность разобраться в современной информационной технологии и средствах коммуникации, необходимых для управленческого персонала;

♦ ораторские способности и умение выражать мысли;

♦ владение искусством управления людьми, подбора и подготовки кадров, регулирования отношений среди подчиненных;

♦ способность налаживать отношения фирмы с ее клиентами, управлять ресурсами, планировать и прогнозировать деятельность фирмы;

♦ способность к самооценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать квалификацию.

Институт диагностики менеджмента (Гамбург, Германия) предлагает следующий перечень требований к менеджеру:

♦ Умственные способности: способность давать оценки, творческое, комплексное, системное, аналитическое мышление.

♦ Отношение к окружающим: контактность, коммуникабельность, сила убеждения, настойчивость, сотрудничество, способность работать в команде.

o Личные качества: интересы, мотивация, стремление к успеху, гибкость, общительность, надежность.

o Отношение к труду: восприятие нагрузки, инициатива при принятии решений, способность к планированию, организованность.

В США (Институт Гэллапа) выделяют пять основных требований:

1. знание дела;

2. здравый смысл;

3. уверенность в собственных силах;

4. высокий общий уровень развития;

5. способность доводить начатое до конца.

Определенный интерес в свя связи с этим вызывает концепция ограничений. Идея заключается в том, что все менеджеры имеют возможность развивать и повышать эффективность своей работы. Но компетентность в разных направлениях несколько разная, в определенной степени ограничено. Обнаружив такие ограничения, можно сосредоточить внимание на тех факторах, которые мешают полной реализации всех личных возможностей менеджера.

11 потенциальных ограничений в деятельности менеджера:

1. Неумение управлять собой. Каждый менеджер должен научиться управлять собой и относиться к самому себе как к уникальному ресурсу. Руководители, которые не умеют этого делать (правильно "разряжаться", решать конфликты, избегать стрессов, эффективно использовать время, энергию и навыки) не эффективны.

2. Размытые личностные ценности. Менеджеры ежедневно должны принимать большое количество решений, которые базируются на личных ценностях и принципах. Если личностные ценности не ясны для себя и окружающих, то они восприняты в искаженном виде. В результате эффективность принятия и реализации управленческих решений снизится.

3. Неясные собственные цели. Менеджер, не способный определить собственные цели, не может достичь успеха в управленческой деятельности.

4. Заторможенный собственное развитие. Способность к саморазвитию характеризуется не только постоянной учебой, но и умением использовать полученные знания на практике.

5. Неумение решать проблемы (принимать решения). Решение проблемы никогда не было простым делом, но соответствующие навыки могут быть в значительной степени развиты.

6. Отсутствие творчества в работе. Нестандартный подход к собственной деятельности особенно необходим современным менеджерам. Творческая личность подготовлена к работе в условиях неопределенности. В свою очередь, менеджер, который имеет относительно низкий творческий потенциал, редко выдвигает новые идеи, не способен стимулировать творчество подчиненных, не желает экспериментировать.

7. Неумение влиять на людей. Ключевую роль в вопросах влияния играет личный фактор. Менеджеры, которые обладают влиянием, имеют убедительный внешний вид, поведение, четко выражают свои мысли, уверены в себе, дают четкие указания, обладают невербальными формами воздействия (жесты, мимика и т.д.) имеют существенные преимущества при управлении людьми. Менеджер, который не имеет взаимопонимания с окружающими, не умеет проявить себя, иметь низкую влиятельность, не будет пользоваться авторитетом у подчиненных и коллег.

8. Непонимание специфики управленческого труда. Менеджер достигает результата не собственным трудом, а через других лиц - понимание необходимости мотивации подчиненных предопределяет эффективность деятельности.

9. Низкие организаторские способности (неспособность руководить). Речь идет о способности менеджера "заряжать" энергией членов коллектива, умение оптимально организовать трудовой процесс, распределить обязанности вязки и обеспечить контроль и дисциплину исполнения.

10. Неумение обучать. Каждый руководитель должен заботиться о повышении компетенции тех, кем он руководит. Если менеджеру не хватает способностей и терпения помогать развитию других, управленческая деятельность тормозится.

11. Неумение формировать коллектив. Если руководитель не в состоянии превратить группу в квалифицированный и результативный коллектив, формировать и развивать его, обеспечивать гармоничное сочетание интересов работников, группы и организации - достижение цели не будет обеспечено.

Управление относится к таким видам человеческой деятельности, которые требуют специфических человеческих свойств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деятельности.

Эти свойства нельзя рассматривать изолированно, поскольку они характеризуют одного человека, хотя и с разных сторон. Только рассматривая их во взаимосвязи "связи, можно получить представление о работнике, его пригодность или непригодность к управленческой деятельности. Именно комплексный подход к определению состава и содержания свойств, которые в совокупности способны обеспечить качественное выполнение менеджером своих функциональных обязанностей, обеспечивает модель современного менеджера.

Для того, чтобы менеджер имел возможность эффективно управлять, выполнять функции центральной фигуры управления, он должен соответствовать современной модели. Прежде всего следует выделить некоторые общие предпосылки, которые определяют пригодность человека к руководящей должности, а уже потом формулировать требования к ней.

Наиболее существенными общими предпосылками мотивы, которыми руководствуется человек, стремящийся к управленческой деятельности, и его умственные способности.

Различные требования к менеджерам могут быть сведены в две группы:

1. Деловые качества, которые сочетают в себе компетенцию и организаторские способности.

2. Личностные черты, которые состоят из трех подгрупп: волевые свойства, морально-психологические свойства, требования к здоровью я и образа жизни.

Сочетание организаторских способностей и волевых свойств обуславливают такую интегрированную характеристику, как предприимчивость.

Волевые свойства и морально-психологические черты в их сочетании обусловливают феномен лидерства.

Общие требования к менеджеру содержатся в законодательстве о труде, в системе государственных стандартов и других документах, а специальные требования изложены в квалификационных справочниках, служебных инструкциях и других нормативных актах. Но они должны быть конкретизированы применительно к определенной должности и условий, в которых придется работать менеджеру.

Эти черты менеджера является единством природных особенностей человека и результатом усвоения им социальных ценностей в процессе обучения и воспитания.

На сегодняшний день специалистами иностранных оценочных центров разработаны от 30 до 100 требований к современным менеджеров - профессиональных руководителей. Но в мире нет человека, который бы обладал всеми качествами, которые сформулированы как требования к менеджеру. В то же время тысячи менеджеров работают успешно, обеспечивая высокую результативность организаций. Это объясняется, во-первых, способностью индивидов при определенных обстоятельствах компенсировать отсутствие или неразвитость одних черт другими и, во-вторых, постоянным самосовершенствованием.

Формирование отдельных личностных черт возможно в процессе обучения, воспитания и самовоспитания. При этом главным является условие: у менеджера должно быть желание самосовершенствоваться, а как только наступает пауза в саморазвитии, происходит разрушение уже сложившихся управленческих умений и навыков.

Фундаментальные изменения в обществе обусловили и изменения в управленческой деятельности - она значительно осложнилась в современных условиях и не упрощаться в будущем. Деятельность менеджера определяется комплексами стимулирующих и дестимулирующую тенденций развития политических, социальных, экономических и психологических факторов.

Стимулируют деятельность широкое поле выбора и проявления инициативы, рост конкуренции, возможность самовыражения в творческой содержательной труда.

Дестимулируют - стресс, давление и неопределенность как в обществе, так и в пределах отдельных организаций, эрозия традиционных ценностей, количественное увеличение и качественное усложнение проблем, которые нужно решать в условиях ограниченности средств для этого.

Важнейшим требованием к менеджеру является способность постоянно работать над собой. Только в таком случае возможна успешная адаптация к изменениям в обществе. Менеджер, который прекратил работу над собой, не может успешно решать современные проблемы.

Менеджер - это член организации, который осуществляет руководство людьми, определяет цели работы и принимает эффективные решения. Менеджер в любой организации выполняет 3 группы ролей: - выступает в качестве руководителя организации или какого-либо подразделения; - информационные роли, т.е. менеджер может сам собирать и обобщать информацию о внешней и внутренней среде. Разъясняет стратегию организации, цели организации; - принимает управленческие решения.
Менеджер - это профессиональный управляющий, осуществляет квалифицированное руководство деятельностью. Работа менеджера строиться на комбинации двух фундаментальных составляющих: отношения к производству и отношения к людям.
Роль менеджера в условиях развития рыночных отношений в России очень велика. Профессиональная деятельность менеджера осуществляется в сфере управления и бизнеса в различных организационных подразделениях государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм. Эффективность управления - один из основных показателей совершенства управления - определяется путем сопоставления результатов управления и ресурсов, затраченных на его достижение. Эффективность управления можно оценить путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая элементарная оценка не всегда оказывается корректной. Поэтому на практике эффективность управления чаще всего определяется аналитическим или экспертным путем, сопоставлением многих элементов, как-то: производительность, степень достижения цели, управляемость, ритмичность работы, прирост качества.
Основные функции менеджера: - выработка общего плана действий всей организации; - координация всех подразделений управления; - воздействие на нижестоящие звенья и их руководителей; - подбор кадров на различные участки управления. Сумма всех полномочий, которыми обладает менеджер называют властью. Совокупность всех методов и приемов, которые использует менеджер в своей деятельности их определенное сочетание называется стилем руководства. Принято делить руководителей на «автократов» и «демократов». Автократы используют методы принуждения, власть, а демократы чаще применяют методы убеждения. Это деление условно, трудно встретить представителей этих стилей в чистом виде.

Сегодняшние требования к менеджеру в каждой сфере свои. Менеджером принято называть управленца любого звена: от управляющего компанией до простого работника, которому просто доверено выполнение определенной задачи. Таким образом, требования к менеджеру могут меняться в зависимости и от выполняемых задач, и от сферы деятельности. Но есть и общие.

Управленец должен понимать, что от выполнения им своих задач зависит судьба целого проекта. Поэтому одним из важнейших требований к нему является мобильность и оперативность. Он должен по возможности быстро, но уж точно в установленный срок выполнять свою работу.

Внимательность – также важное требование, которому должен отвечать управленец любого звена. Ему должно быть под силу разглядеть мелочи. Именно из мелочей складывается общая картина. Если эти мелочи не заметить, вся картина может стать не совсем понятной.

Управленец должен знать, что кому сказать, а о чем промолчать. Умение владеть собственными эмоциями – важное требование. Это не значит, что нужно быть угрюмым и молчаливым – как раз наоборот. Для каждого управленец должен казаться другом, но оставаться на расстоянии. Это очень важное качество, которое стало требованием, и далеко не каждому под силу научиться так работать. Приходится зачастую наступать на горло своим желаниям и мнениям, чтобы ни в коем случае не испортить результат работы.

При всем при этом менеджер фактически должен знать о работе все. Если знает не все, то вид делать точно должен – и при этом тихо, чтобы никто не знал, латать пробелы в своих знаниях. Ни в коем случае управленец не должен ударить в грязь лицом перед конкурентами, партнерами и подчиненными.

Управленец всегда должен быть в маске удачливого человека, у которого нет проблем. Только так можно привлечь к себе клиентов, а с ними – удачу, так можно и подчиненным внушить, что результат работы будет достойным

Качества, которые необходимы менеджеру, разделяют на три группы:

Профессиональные;

Деловые.

К профессиональным относятся те, которые характеризуют любого грамотного специалиста и владение которыми является лишь необходимой предпосылкой выполнения им обязанностей менеджера.

К ним относятся:

Высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии;

Широта взглядов, эрудиция, глубокое знание как своей, так и смежных сфер деятельности;

Стремление к постоянному самоусовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;

Поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение;

Умение планировать свою работу.

Личные качества руководителя в принципе мало чем должны отличаться от личных качеств других работников, которые желают чтобы их уважали, поэтому владение положительными личными качествами тоже всего лишь предпосылка успешного руководства. К ним принадлежат:

Физическое и психологическое здоровье;

Высокий уровень внутренней культуры;

Чуткость, заботливость;

Доброжелательное отношение к людям;

Оптимизм;

Уверенность в себе.

Однако руководителем делают человека не профессиональные или личные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:

Умение создать организацию, обеспечить ее деятельность всем необходимым, ставить и распределять среди исполнителей задачи, координировать и контролировать их осуществление, побуждать к работе;

Энергичность, доминантность, честолюбие, стремление к власти, личной независимости, лидерство, смелость, решительность, напористость, воля, требовательность, безкомпромисность в отстаивании своих прав;

Контактность, комуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собою;

Целеустремленность, инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться;

Ответственность, способность руководить собой, своим поведением, работниками, временем, взаимоотношениями с окружающими;

Стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и вести за собой подчиненных.

Работники управленческого труда играют особую роль в деятельности любой организации. Непосредственно не создавая материальных благ или услуг, они воздействуют на все стороны их производства – организационную, техническую, экономическую, социальную, принимая те или иные управленческие решения, от степени прогрессивности которых зависит эффективность работы организации.

Управленческий труд – вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации.

В частности, к функциям управленческой деятельности относятся следующие.

1. Обеспечение целеполагания и целедостижения силами и средствами, имеющимися в распоряжении управляемой системы. Функцияцелеполагания и целедостижения реализуется посредством выдвижения:

· целей-ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организации людей, групп и подразделений;

· целей-заданий-планов, предписаний, поручений, задаваемых управляемой системе ее управляющей подсистемой или вышестоящей организацией;

· целей-систем, обеспечивающих стабильность, целостность, устойчивость, динамизм управляемой системы, устанавливаемых управлением и необходимых для функционирования материализованной и объективированной структуры данной организации – фирмы, предприятия, корпорации и т. п. Четкое согласование всех трех компонентов этой функции – важнейшая задача управления, ибо любое их рассогласование – источник дисфункции и социальной патологии управленческой деятельности.

2. Административная функция отражает деятельность управленческой структуры на основе законодательства в области труда и нормативных актов, регулирующих кадровую сферу и складывающиеся трудовые отношения, в том числе составление штатного расписания организации, прием, увольнение, передвижение кадров, соблюдение трудового законодательства и т. п.

3. Информационно-аналитическая функция обеспечивает приток информации из окружающей социальной среды в данную организацию и из этой организации в окружающую среду, а также информационное обеспечение управленческой структуры, подчиненных ей структурных подразделений и отдельных индивидов, включенных в состав данного предприятия, фирмы, корпорации и т. п. Без этого невозможно обеспечениецелеполагания и целеосуществления, сплочение членов организации для решения поставленных перед нею задач.

4. Социальная функция заключается в социальной поддержке и защите работников, создании условий для их эффективного труда, определении уровня заработной платы, социальных льгот, оздоровлении работающих и их семей, организации их содержательного отдыха.

5. Прогнозирование заключается в определении возможных изменений в окружающей социальной среде, например конъюнктуры рынка, и соответствующей этому трансформации задач и действий данной организации. Учитываются также возможные внутренние изменения в самой организации, в том числе в ее кадровом потенциале, подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, планировании их служебной карьеры.

6. Планирование представляет собой процесс выбора целей данной системы (организации) и решений, необходимых для их достижения.

7. Мотивационно-стимулирующая функция предполагает создание необходимых условий (материально-технических, финансовых, социально-психологических, бытовых и др.), побуждающих сотрудников к активной и эффективной трудовой деятельности посредством экономических (зарплата, премия и т. п.), моральных (благодарность, награда, почетное звание и др.) и иных рычагов. В первую очередь учитывается необходимость оценки работы в соответствии с ее качеством, эффективностью и результатом.

8. Корректирующая деятельность управляемой системы направлена на недопущение срывов и невыполнения порученных заданий, на повышение эффективности и качества работы всех подразделений и звеньев данного объекта управления.

9. Удерживание возможных отклонений в функционировании системы (организации) в известных пределах обеспечивает сохранение ее целостности, качественной специфики и динамической устойчивости.

10.Обеспечение компетентности и дисциплины устанавливает правила для всего персонала, всех должностных лиц данной организации в их повседневной служебной деятельности.

11. Осуществление контроля всех подразделений данной организации обеспечивает упорядоченное и эффективное взаимодействие ее элементов с помощью нормативного (в том числе правового) регулирования.

12. Создание благоприятного климата для успешной работы всех сотрудников организации способствует достижению высоких результатов в деятельности данной организации.

13. Обеспечение целостности системы (организации) сохраняет упрочение ее качественной специфики и динамичного устойчивого развития.

14. Повышение качества и эффективности служебной деятельности включает в себя разработку прогнозных оценок внешней среды и внутрифирменных изменений, формулирование и реализацию предложений и планов по совершенствованию организации труда, ориентационным изменениям в структурных подразделениях, улучшению мотивации и стимулирования всех направлений деятельности организации, обеспечению высокой эффективности ее деятельности.

Назначением управленческого труда является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности персонала организации по решению стоящих перед ним задач.

Предметом управленческого труда является различного рода информация. В силу этого управленческий труд носит информативный характер.

Средством управленческого труда является организационная, офисная и вычислительная техника.

Результатом управленческого труда является управленческое решение. Результаты управленческого труда трудно поддаются количественной оценке. Они, как правило, оцениваются косвенно – по показателям производственной деятельности возглавляемых ими коллективов.

Управленческий труд по сравнению с трудом рабочих имеет свои существенные особенности. Прежде всего, это преимущественно умственный труд.

Различают три вида умственного труда .

1. Эвристический труд – творческая составляющая умственной деятельности (труд по исследованию, анализу и разработке различных вопросов), направленная на разработку и принятие решений.

2. Административный труд – непосредственное управление деятельностью и поведением людей (выполнение различных организационно-административных операций), обеспечивающее координацию деятельности отдельных участников и трудовых коллективов.

3. Операторный труд – это труд по выполнению стереотипных (постоянно повторяющихся) операций детерминированного (предопределенного) характера (информационно-техническая работа, включающая документационные операции, первично-счетные и учетные операции и т. д.).

Управленческий труд является необходимым и производительным, но вместе с тем он имеет особую производительную форму: занятыеуправленческим трудом непосредственно не создают материальных ценностей, но без их труда невозможно современное производство.

Специфика труда руководителя состоит в том, что производственные, экономические, технические и социальные задачи он решает не сам, а преимущественно воздействуя на людей, которые решают эти задачи. Руководитель несет персональную ответственность за решение возложенных на коллектив задач, состояние и результаты его деятельности.

Деятельность руководителя складывается из отдельных этапов процесса управления (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Основные этапы процесса деятельности руководителя организации

В деятельности руководителя можно выделить два основных аспекта – целесообразность и эффективность. Целесообразность – это умение делать нужную работу. Эффективность – это умение экономично использовать все имеющиеся в организации ресурсы.

6.2. Понятие, содержание и виды полномочий

Администрирование как четкая регламентация и строгое закрепление организационно-методических ресурсов профессиональной деятельности определяет состав и содержание полномочий каждого ее участника и подразделения.

В широком научно-методическом плане под полномочиями понимаются должностные обязанности, ответственное исполнение которых необходимо обеспечивается соответствующими правами.

Полномочия – официально предоставленные должностному лицу права и обязанности в какой-либо сфере деятельности .

В условиях реальной организации под полномочиями понимается совокупность прав исполнителя, предоставляемых занимаемой должностью или дополнительным актом.

В управленческой литературе (см., например, ) широко представлена классификация управленческих полномочий.
В частности выделяют 4 основные группы управленческих полномочий (рис. 6.2).

Рис. 6.2. Виды управленческих полномочий

1. Распорядительные полномочия предполагают, что их обладатели имеют право принимать решения, обязательные для исполнения теми, кого они касаются. Исходя из содержания решений, эти полномочия бывают общими, линейными и функциональными:

1.1. Общие полномочия , подразумевающие право на принятие решений, связанных с постановкой целей, выработкой стратегии, действиями в кризисной ситуации и пр., принадлежат высшему руководству.

1.2. Линейные полномочия , предполагающие наличие прямой должностной связи между руководителями и исполнителями, означают, что первые предписывают вторым, что, когда и где те должны делать или, наоборот, не делать, чтобы обеспечить достижение поставленной цели. Линейными полномочиями обычно обладает руководство основных подразделений (производственных, сбытовых, финансовых и пр.).

Обычно в круг линейных полномочий входят вопросы оперативного управления технологическими процессами, организации труда персонала, приема и увольнения сотрудников, их оценки, поощрения и наказания, поддержания благоприятного морально-психологического климата в коллективе и т. п.

1.3. Функциональные полномочия сводятся к принятию решений о том, как достичь целей, т. е. о методах выполнения работы лицами, непосредственно подчиняющимися линейным руководителям. Для сохранения единства управления содержание и объем функциональных полномочий строго регламентируются. Обычно ими обладают руководители таких служб фирмы, как плановая, бухгалтерская, кадровая, маркетинговая и т. п., являющиеся главными специалистами в соответствующих направлениях.

Перечисленные виды полномочий, таким образом, связаны с принятием инициативных решений, влекущих за собой активные действия.

2. Рекомендательные полномочия подразумевают предоставление (при необходимости) советов, каким образом лучше всего решить тот или иной узкий вопрос. Но эти советы не являются обязательными для исполнения и не носят инициативного характера. Такими полномочиями обладают, например, консультанты.

3. Представительские полномочия предусматривают выполнение по поручению руководства следующих функций:

– обеспечения согласованного взаимодействия субъектов на низовых уровнях управления (координационные полномочия). Обычно ими располагают различного рода комитеты и комиссии;

– проверку в установленных рамках деятельности субъектов, получение от них необходимой информации (контрольно-отчетные полномочия). Подобные полномочия могут быть возложены на специальные подразделения (например, контрольно-ревизионное), а также на функциональные службы (например, бухгалтерию).

4. Согласительные полномочия состоят в том, что их обладатели в соответствии с законом обязаны выразить свое отношение к решениям, принимаемым в рамках распорядительных или координационных полномочий. К ним относятся:

– предостерегающие полномочия. Ими располагает, например, юридическая служба, сотрудники которой проверяют соответствие таких решений действующим правовым нормам, указывают на содержащиеся в них ошибки и нарушения и предлагают их исправить. В противном случае они не ставят своей визы под документом. В то же время руководители могут игнорировать мнение юристов, беря на себя всю полноту ответственности за возможные последствия;

– блокирующие (параллельные) полномочия. Ими обладает главный бухгалтер, без чьего согласия, оформляемого подписью, решение, реализация которого связана с затратой денежных средств, не является законным и не может исполняться.

Кроме того, существует два основных способа распределения управленческих полномочий в организации.

1. На основе единоначалия и разделения полномочий. Это предполагает, что полномочия принимаются только из рук непосредственного руководителя, который затем без крайней нужды не вмешивается в деятельность исполнителя, а лишь контролирует его и при необходимости оказывает помощь.

2. На основе множественного подчинения и поглощения полномочий, когда вышестоящий руководитель (обычно собственник), передавая подчиненному полномочия, одновременно полностью сохраняет их за собой. Это позволяет ему в любой момент вмешиваться в действия сотрудников всех нижестоящих уровней управления, что в предыдущем случае считается недопустимым.

Распределение полномочий происходит сверху вниз по уровням управления. В результате их обладатели получают необходимые права для принятия самостоятельных решений по определенному кругу вопросов без их обязательного согласования с руководством.

При этом возникает своего рода лестница полномочий, ступеньками которой эти уровни являются. Она отражает иерархию (соподчиненность) полномочий, ранг каждого участника управленческой структуры. Ранг закрепляется в статусе субъекта и выступает как фактор социального неравенства.

Масштабы полномочий, концентрируемых на том или ином уровне, определяются параметрами, представленными на рис. 6.3.

Рис. 6.3. Основные параметры, определяющие масштаб полномочий

Количественно масштабы полномочий характеризуются величиной ресурсов, которыми данный уровень управления может распоряжаться самостоятельно, без согласования с вышестоящим уровнем, и числом лиц, которые юридически должны выполнять принятые решения.

При распределении управленческих полномочий в организации исходят из следующих позиций:

– достаточности их для решения поставленных задач;

– увязки с полномочиями тех, с кем субъекту приходится взаимодействовать;

– обеспечения четкости линии полномочий, известности, от кого они исходят, кому передаются, и кто перед кем несёт ответственность;

– обязанности исполнителя в их рамках самостоятельно решать все проблемы и нести полную ответственность за свои действия.

Состав полномочий работника формирует должность, обязанности, права, ответственность

Менеджер

Основные требования:

* Умение организовывать конкретную работу в рамках определенного числа сотрудников.

* Умение координировать взаимодействие всех ресурсов, необходимых для производства и достижения поставленных целей.

* Умение привлекать в свою организацию лучших людей.

* Умение контролировать все, что связано с осуществлением конечной цели.

* Умение работать на всех уровнях и во всех «эшелонах» управления.

* Умение ставить глобальные задачи и формировать стратегию развития организации.

* Умение формировать планы и участвовать в их реализации.

* Умение находить правильные методы решения наиболее важных задач.

* Умение формировать и поддерживать такую внутреннюю среду, в которой люди, работающие совместно, могут достичь заранее намеченных целей.

* Умение учитывать состояние рынка, налоговой, финансовой и кредитной политики, состояние техники и технологии.

* Умение создать необходимые условия для групповой деятельности с минимальной затратой средств, усилий, времени и материалов.

* Умение исправлять, двигать и реализовывать скрытые возможности, включая возможности людей.

* Обладание духом предпринимательства, нововведений, инициативы.

* Обладание чувством профессии бизнесмена (эффективностью, прибыльностью своей деятельности).

* Принятие на себя ответственности и риска вместе с соответствующими санкциями в случае неудачи.

* Общая культура, поддерживаемая на высоком уровне.

* Профессиональные знания, включая проблемы организационного характера, обработки информации, принятия решений.

* Способность руководить многоплановыми, многофункциональными группами.

* Способность управлять собой.

* Разумные личные ценности.

* Четкие личные цели.

* Упор на постоянный личный рост.

* Навык решать проблемы.

* Изобретательность и способность к инновациям.

* Знание современных управленческих подходов.

Роль менеджера в оптимизации внешней и внутренней среды предприятия

Менеджер – это специалист в области управления, наемный управляющий, организующий работу предприятия, руководящий деятельностью подчиненных ему работников и выполняющий одновременно определенные управленческие функции.

Наиболее значимой характеристикой организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Организации полностью зависимы от окружающего мира, от внешней среды как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, использующих результаты, которые они стремятся достичь. Большое значение имеет и тот факт, что, хотя организация и зависит полностью от внешней среды, среда эта, как правило, находится вне пределов влияния менеджеров.

В ситуации, когда от руководства зависит выживание организации, менеджер должен уметь не только оперативно выявить основные факторы в окружении, которые могут оказать влияние организацию, но и предложить подходящие способы реакции на внешние воздействия, т. е. найти методы, способствующие адаптации к условиям внешней среды. Так как учесть все существующие и оказывающие влияние на организацию факторы практически невозможно, то закономерно возникает проблема определения аспектов и факторов, от которых зависит деятельность организации.