Конспект подгруппового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Конспект НОД «Перелетные птицы» в подготовительной группе ДОУ Тема перелетные птицы в подготовительной группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Перелетные птицы»

Цель:
1.Знакомство детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие у детей познавательных интересов
2.Продолжать учить детей образовывать уменьшительно – ласкательные имена существительные; звукоподражательные глаголы.
3.Формировать навыки составления описательного рассказа с опорой на схему. Закреплять умение подбирать определения к предметам, действия к предметам. Активизировать словарь по теме. Развивать внимание, память, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Предварительная работа: наблюдение в природе за птицами, слушание музыкальных композиций с голосами птиц, беседа с детьми, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, «Кто к кормушке прилетел?» Бианки, «О птицах» Зотова.

Оборудование:
-плакат с изображением природы, перелетных птиц,
- схема для составления описательного рассказа о перелётных птицах:
- предметные картинки, карточки с изображением перелетных и зимующих птиц,

Организационный момент. Введение в тему

Воспитатель расставляет перед детьми иллюстрации с различными видами перелетных птиц.

Ребята утром, когда шла на работу, я, кого – то встретила. А кого, вы узнаете, если отгадаете мои загадки.

Спрятавшись среди ветвей,
Поёт славно…соловей

Важно по земле шагает,
Клювом почву протыкает,
Вредных - съест, он молодец!
А зовут его…скворец

Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка)

Ребята в какой сказке ласточка помогла девочке? Как называется это сказка? Почему ласточка помогла? В какие края она летела?

2. Сообщение темы.

Сегодня мы будем говорить о перелетных птицах.Каких вы перелетных птиц знаете? Ласточка это перелетная птица.

Ласточка в сказке Дюймовочка замерзла и не могла взлететь,ребята давайте поможем ласточке. А как мы сможем помочь? Правильно надо отогреть.

Игра на дыхание

Ребята, давайте подуем на ласточку и отогреем ее.

3. Введение в тему.

Как вы думаете, почему их так называют? Правильно, потому что птицы улетают в теплые края.

А в какое время года это происходит? (Осенью)

Ребята, а почему перелетные птицы улетают? (Становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, скоро замерзнут водоемы, птицам будет трудно добывать корм)

4. Основная часть.

Воспитатель:

Какое сейчас время года? (Сейчас время года осень)

Назовите признаки осени? (День становится короче, ночь длиннее. Листья опадают. Часто идут дожди. Перелетные птицы улетают в теплые края) Каких перелетных птиц вы знаете? (Грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие гуси, утки, лебеди, трясогузка…

Утка – крякает (кря –кря кря)

Гусь- гогочет (га –га –га)

Кукушка –кукует (ку – ку, ку-ку)

Ласточка – щебечет

Журавль – курлыкает

Молодцы ребята,а теперь отгадайте кто лишний?

Игра «Четвертый лишний?»(на развитие логического мышления.)

Грач, ласточка, воробей скворец. Кто лишний? – воробей, так как он зимующая птица.

Голубь, ласточка, скворец, гусь. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

Кукушка, лебедь, снегирь, утка.

Ворона, воробей, голубь, скворец.

Скворец, грач, утка, синица.

Журавль, аист, снегирь, лебедь.

Гусь, ворона, грач, кукушка.

Физическая минутка «Птички летают»

Птицы высоко летали (дети бегают),

Птицы крыльями махали (дети машут руками),

А теперь они спустились (приседают),

У них крылышки сложились (прячут руки за спину)

Дидактическая игра « Закончи предложение»

У соловья глазки маленькие, как бусинки, а у грача? (большие глазищи)

У грача клюв большой, клювище, а у соловья? (маленький клювик)

У жаворонка маленькие лапки, а у журавля? (большие лапищи)

У трясогуски хвост длинный, хвостище, а у соловья? (маленький хвостик)

Игровое упражнение "У кого кто?” (игра с мячом)

У грача – грачонок - грачата.

У утки – утёнок - утята

У лебедя – лебедёнок - лебедята

У соловья – соловьёнок - соловьята

У журавля – журавленок - журавлята

У дрозда – дроздёнок – дроздята

У чижа – чижонок - чижата.

У аиста – аистёнок - аистята

У скворца – скворчонок - скворчата.

Игра “Собери картинку”. [Развитие мелкой моторики, внимания.]

Ребята, у нас в конвертах разрезные картинки.

Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.

Детям, затрудняющимся в выполнении, воспитатель дает зрительную опору в виде целостной картинки.

Расскажите, чьи изображения вы сложили.

– Это грач. (перелетных птиц)

Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой. И т.д

Художественно-продуктивная деятельность. (Образование притяжательных прилагательных)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку.

Ребята, посмотрите, на этих птиц. Что не так?

Это ласточка. Не дорисован хвост

Это журавль. Не дорисованы журавлиные ноги.

Это соловей. Не дорисовано соловинное крыло.

Это лебедь. Не дорисована лебединая шея.

Я думаю, что у художника не хватило красок и он не закончил свои рисунки? Предлагаю вам закончить рисунки.

Итог занятия.

Вспомнить о чём говорили?

Что интересного вы узнали о перелетных птицах?

Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы. А теперь ребята мы с вами послушаем и выучим стих о наших пернатых друзьях

Берегите птиц. Стих для детей

Виктор Корболеев

Я начал птичку рисовать

С душой, ни как попало

Ведь птичек нужно охранять,

Их так на свете мало

Внизу хочу я написать:

По птицам не стреляйте

Не надо птичек убивать

И гнёзд не разоряйте!

Они не только ведь поют

И просто так летают,

Они ведь гусениц клюют

И мух уничтожают

Они для нас поют весной

Поможем им, ребятки

Чтоб сад сиял наш чистотой

И зеленели грядки!!!

МБДОУ «Васильева Бужинский детский сад»

Арского муниципального района Республики Татарстан

Конспект открытого интегрированного занятия

для детей подготовительной к школе группы

МБДОУ «Васильева Бужинский

детский сад»

по развитию речи и лепке

на тему: «Перелетные птицы»

Подготовила и провела занятие:

воспитатель Сабирова Резеда Агъзямовна

2012 года

Тема: Перелётные птицы

Цели: 1. Познакомить детей с понятием «перелетные птицы»,

расширить активный словарь детей по теме «Весна».

2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных

птицах: граче, скворце, ласточке, кукушке, соловье, утке;

о частях тела и образе жизни птиц.

3. Работать над слоговой структурой слов по теме.

4. Учить употреблять предлоги В, НА, К, НАД, ПОД, ИЗ в

самостоятельной речи детей.

5. Работать над грамматическим строем речи:

Родительный падеж ед. и мн. числа;

Согласование имен числительных с именами

существительными;

Учить выделять лишний предмет с объяснением;

Образование имен существительных с уменьшительно-

ласкательными суффиксами.

6. Развивать общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание.

7. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему

живому в природе.

Оборудование: предметные картинки с изображением перелетных

Лексический материал: грач, скворец, ласточка, кукушка, соловей, утка, скворечник, перелетные.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время

прогулки, чтение стихов и рассказов, отгадывание загадок о птицах.

Ход занятия:

I Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Какие все бодрые, веселые!

Ой, а солнышко наше спит.

Давайте его разбудим потешкой:

Встаньте рядышком друг с другом,

Словно месяц, - полукругом.

Солнце ясное, покажись, (Руки вытянуты вперед.)

Солнце красное, нарядись.

Платье алое надень, (Девочки берутся за юбку,

мальчики – руки на пояс.)

Подари нам красный день. (Хлопают в ладоши.)

(Переворачиваем солнышко).

Солнышко проснулось. Тепло на улице стало. К нам пришла весна.

Назовите признаки весны.

Кто весной прилетает с юга?

Давайте под чудесное пение птиц займем свои места для занятия.

(Включаем музыку).

II Введение в тему.

С приходом весны возвращаются наши пернатые друзья. Кто это? Кого называют пернатыми друзьями? Почему?

(Пернатые, потому что тело птиц покрыто перьями. А друзья, потому что птицы поедают вредных насекомых, птицы поют песни и радуют ими нас.)

Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить?

III Содержание занятия.

Ребята, к нам сегодня прилетел гость. Это попугай Кеша. Он живет далеко-далеко за морями и очень хочет узнать о птицах, которые живут в наших краях. Поможем Кеше, расскажем ему о перелетных птицах?

1. Ответы на вопросы полным предложением.

Кто сможет объяснить, почему птицы, которые к нам прилетают, называются перелётными? (Потому, что они совершают перелеты – осенью улетают в теплые края, а весной снова возвращаются домой).

Скажем все вместе: ПЕ-РЕ-ЛЕТ-НЫЕ. (2-3 раза)

2. Описание птиц, прослушивание их голосов.

Сейчас предлагаю вам познакомиться с некоторыми из птиц, которые прилетают к нам весной.

(Показываю презентацию с изображениями и голосами перелетных птиц. Дети рассказывают о знакомых птицах, опираясь на картинки.)

Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Соловей очень красиво поет.

Ласточка - очень красивая птичка с черными острыми крыльями, белой грудкой и хвостиком вилочкой. Лапки у ласточек слабые, поэтому они никогда не ходят по земле. Ласточка строит свой домик на крыше или на склонах рек из комочков глины, соединяя их слюной.

Грач - большая черная птица, похожая на ворону. У него блестящее черное оперение, большой клюв, маленькие черные глазки. Грачи вьют гнезда на высоких деревьях из разных прутиков и веток. Там они откладывают яйца и выводят птенцов.

Скворец весь черный, клюв у него острый, грудка в белую блестящую крапинку, короткий хвост. Они селятся в скворечниках, которые делают для них люди. Пение скворца может быть похоже на кваканье лягушки или ржание жеребенка, ведь скворец ловко передразнивает разные звуки, которые слышал раньше.

Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Но кукушки- полезные птицы. Они съедают за день очень много насекомых и гусениц, которые питаются листьями деревьев.

Утки прилетают стаями. Они похожи на наших домашних уток. Они серо-коричневого цвета.

А сейчас давайте проверим, как вы запомнили перелетных птиц. Я загадаю вам загадки, вы попробуйте их отгадать. (На доске вывешены изображения птиц)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Кто же это?...(Соловей.)

Кто прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины (Ласточка).

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач).

Есть на дереве дворец,

Во дворце живет певец

Он не лает, не кусает,

Сад фруктовый охраняет. (Скворец).

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка)

Пестрая крякуша ловит лягушек. Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (Утка)

3. Физкультминутка

Подвижная игра «Стайка».

Давайте немного отдохнем: превратимся в птичек и полетаем стайкой.

Вылетайте, птички, на лужок,

Быстро делайте кружок.

Мы играем в стайку.

Стайка, полетай-ка!

Полетели птички, (Бежать на носочках по кругу друг за другом.)

Птички – невелички . (Размахивать руками, как крыльями.)

Птички летают,

Устали не знают.

Стоп!

Сели птички на дорожку, (Присесть, развернувшись лицом в круг.)

Поклевали птички крошки: (Стучать указательными пальцами, как клювами, по полу.)

«Клю-клю-клю – поклюем,

Потом песенку споем». (Встать лицом у круг.)

4. Дидактические игры на закрепление

А) Игра «Спрячь слоги в ладошках»

Со-ло-вей

Грач

Ку-куш-ка

Скво-рец

Скво-реч-ник

Лас-точ-ка

Ут-ка

Б) Весной прилетели перелётные птицы из жарких стран. Давайте мы поиграем в игру «Один-много».

Один скворец- много скворцов

Один грач- много грачей

Одна кукушка- много кукушек

Один соловей- много соловьев

Одна утка- много уток

Одна ласточка- много ласточек

В) Сейчас мы посчитаем наших птиц, поиграем в игру «Сосчитай до 5»!

Один скворец, два скворца, три скворца, четыре скворца, пять скворцов.

Одна кукушка, две кукушки, три кукушки, четыре кукушки, пять кукушек.

Г) Назовем птиц ласково. Пусть им будет приятно!

Утка- уточка

Соловей- соловушка

Кукушка- кукушечка

Скворец- скворушка

Д) Поиграем в игру «Четвертый лишний»

Внимательно посмотрите на картинки, хорошо подумайте и назовите, кто здесь лишний, и объясните, почему.

волк, ГРАЧ, лиса, заяц

скворец, КУРИЦА, кукушка, грач

синица, воробей, ЛАСТОЧКА, сорока

скворец, ласточка, ВОРОБЕЙ, соловей

собака, кошка, корова, СОЛОВЕЙ

Е) Ребята, какие сказки про птиц вы знаете? («Гуси-лебеди», «Серая шейка», «Лиса и журавль», Гадкий утенок»)

Е) Игра «Вставь правильный предлог»

Ребята, а кто это у нас тут сидит на веточке. Это скворец. Он почему-то грустный. Давайте поможем ему употребить правильное маленькое слово – предлог. Может он потом повеселеет!

Я буду показывать движения, а вы назовите предложение с предлогом правильно.

Скворец вылетел … скворечника. (из)

Скворец залетел… скворечник. (в)

Скворец подлетел … скворечнику. (к)

Скворец кружится … скворечником. (над)

Скворец сел … ветку. (на)

Скворец сидит … деревом. (под)

Скворец доволен и говорит вам «Спасибо!»

5. Пальчиковая гимнастика «Скворечник».

Какое сейчас время года? Весна! Давайте отдохнём и повторим пальчиковую гимнастику про весну и про скворечник.

Мы построили скворечник (кулачок-ладошка)

Для весёлого скворца

Мы повесили скворечник (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Возле самого крыльца.

Всё семейство вчетвером (Хлопают в ладоши)

Проживает в доме том.

Мать, отец и скворушки (Загибают пальцы.)

Чёрненькие пёрышки. (Машут «крылышками»)

6. Лепка

Ручки мы с вами разогрели, подготовили к работе с пластилином.

Приглашаю вас к столу.

Ребята, давайте слепим скворцов из пластилина и посадим их на веточки дерева. Пусть и они поселятся в нашем скворечнике! Кто живет в скворечнике? (скворец). Значит, кого мы будем лепить?

Назовите, пожалуйста, части тела птиц. (Туловище, голова, хвост, 2 крыла, клюв).

Значит, на сколько частей поделим кусок пластилина? (на 6 разных частей).

У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине)

Какой формы голова птички?

Какой формы туловище?

Хвост длинный или короткий?

Где находятся крылышки?

С чего начнем работу?

(Включается аудиозапись пения птиц, дети начинают работать с пластилином).

Посадим наших птичек на ветки дерева. Наши скворцы радуются новому домику.

IV Итог занятия.

О чем мы с вами сегодня на занятии говорили?

Что мы делали сегодня на занятии?

Понравилось вам занятие?

Попугай Кеша узнал много нового и интересного, говорит вам «спасибо» и обещает прилететь еще. А в подарок он принес вам раскраски с изображением птиц, которые вы сможете раскрасить после занятия.

Светлана Медведева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Перелетные птицы. Осень»

Конспект занятия

в подготовительной группе детей

Тема занятия

: Перелетные птицы. Осень.

С использованием ИКТ Обучающей презентации.

Задачи

Закреплять представления детей о перелетных птицах.

Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.

Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта.

Активизация словаря по теме.

Формирование грамматического строя речи.

Упражнять в образовании сложных прилагательных.

Развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

Оборудование: Обучающая презентация «Перелетные птицы», ноутбук, экран, проектор, картинки с изображением птиц, разрезные картинки.

Предшествующая работа: Знакомство детей с перелетными птицами на занятиях воспитателей, чтение художественной литературы по теме, загадывание загадок о птицах.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2 слайд. Перелетные птицы – это те птицы, которые не находят поздней осенью и зимой для себя корм и улетают на теплый юг, где много корма.

3 слайд. Осенью перелетные птицы улетают в теплые края. Потомучто осенью холодно и птицам нечего кушать.

4 слайд. Теплые края –это те места где тепло. Там лето. У птиц много еды.

5 слайд. Ласточка – меньше воробья, окраска перьев темная, грудка белая,

крылья широкие. Хвост раздвоенный. Ласточка ловит комаров, мух.

6 слайд. Скворец – голова, шея, крылья, хвост черные с фиолетовым отливом

На голове черный хохолок. Питается жуками, гусеницами, бабочками.

7 слайд. Грач – птица среднего размера. Черного цвета. Истребляет вредных насекомых.

8 слайд. Журавль – крупная птица. Серого цвета. На крыльях черные полоски. Длинные, тонкие лапы. Длинный клюв и шея.

9 слайд. Лебедь –красивая птица, средних размеров. Белого цвета. Длинная изогнутая шея. На красных лапах перепонки. Живет на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями

10 слайд. Дикая утка – среднего размера. Живет в озерах и реках.

На лапках перепонки. Коричневого цвета. На шее белая полоска.

11 слайд. Назови части тела птицы. Туловище, голова, шея, крылья, грудь, лапы, хвост, клюв

12 слайд. Чем покрыто тело птицы? Перьями, пухом.

13 слайд. Для чего нужны перья? Чтобы птицы не мерзли и не поранили тела.

14 слайд. Какое сейчас время года? Осень.

15 слайд. Назови осенние месяцы. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

16 слайд. Куда осенью улетают птицы? Почему? Осенью птицы улетают в теплые края. Потому что осенью холодно и птицам нечего кушать.

17 слайд. Как называются эти птицы? Перелетные птицы.

18 слайд. Назови перелетных птиц. Ласточка, скворец, грач, журавль, лебедь, дикая утка.

Физкультминутка.

Подвижная игра «Ласточки летели» Координация речи с движением.

Ласточки летели,

Все люди глядели. Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.

Ласточки садились,

Все люди дивились. Приседают, сложив руки за спиной.

Сели, посидели, Делают ритмичные наклоны головой.

Взвились, полетели.

Полетели, полетели,

Песенки запели. Опять бегут по кругу, взмахивая руками.

Игра «Перелетная или зимующая»

На столе разложены картинки с изображением разных птиц. Детям предлагается выбрать только перелетных птиц. Затем детям предлагается превратиться в выбранных птиц и полетать. Подвижная пауза.

Игра «Собери разрезную картинку»

Каждому ребенку даются конверты с разрезными картинками с изображением птиц. По ходу выполнения задания с детьми закрепляется названия птиц.

Итог занятия

О ком мы сегодня с вами говорили? Какие птицы улетают осенью в теплые страны? Птицы приносят большую пользу в природе. Они поедают вредных насекомых. Поэтому птиц нужно беречь. Зимой мы птиц подкармливали. А летом птицы сами могут находить себе корм. Птиц нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром по теме:

«Перелетные птицы» подготовительная группа.

Цели занятия:

Закрепить знания и дать новые представления о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);

Закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;

Активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой);

Учить согласовывать имена существительные с числительными;

Учить согласовывать имена существительные с глаголами;

Развивать связную речь, зрительную память, внимание;

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом. Закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений с предлогом «потому что». Активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.

Коррекционные: развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.

Воспитательные: воспитывать в детях бережное отношение к птицам.

Материалы: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», аудиозапись «Голоса птиц», мяч, пуховые и маховые перья птиц, карандаши, лист бумаги, маски птиц.

Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Ход занятия.

1. Кинессиология - упражнение «Сова» - положите левую руку на правое плечо и сожмите плечо левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Опустите подбородок на грудь и глубоко вздохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое движение, положив правую руку на левое плечо.

2. Мотивация

Воспитатель:

Ребята почтальон принес нам письмо, а в нем загадка: они летать умеют, их пух и перья греют. Кто это? (птицы)

3. Элемент сюжетно-ролевой игры «Орнитологи»

Воспитатель:

Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи?

4. Словарная работа

Педагог при помощи толкового словаря знакомит детей со словом «орнитолог» – специалист, изучающий птиц и их распространение.

Воспитатель:

Раз, два, три повернись в орнитологов превратись. Проходите в научную лабораторию.

Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас задания.

5. Д/и «Угадай, что за птица» (1 задание)

Игра: «Не сорока, не ворона и не чайка» (дети стоят в кругу)

Педагог говорит слова: «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка», и показывает каждому ребенку картинку с изображением птицы:

кукушка, ласточка, скворец, соловей, трясогузка, грач, цапля, журавль, аист.

6. Упражнение: «Птицы Астраханской области» (2 задание)

Воспитатель:

- Выберите иллюстрации, на которых изображены птицы Астраханской области.

7. Игра «Назови лишнюю птицу» (3 задание) ( дети сидят на стульях)

(На фланелеграфе выставлены картинки с изображением птиц: ласточка, грач, кукушка, соловей, гусь.

Воспитатель:

А почему, остальных птиц называют дикими? (Живут самостоятельно, пищу добывают сами, сами строят себе жилище).

Какую пользу приносят дикие птицы? (уничтожают насекомых).

Воспитатель:

Ребята закройте глаза (картинки с птицами педагог переставляет местами, вместо гуся ставит ворону)

Воспитатель:

Какая птица лишняя? Почему?

Зачем перелетные птицы улетают в теплые края? (нечем питаться, негде жить, холодно.)

Воспитатель:

Закройте глаза (педагог картинки с птицами переставляет местами, вместо вороны ставит орла)

Какая птица лишняя? Почему? (орел хищная птица, он охотится за мышами и другими животными).

8. Физкультурная минутка.

9. Упражнение: «Загадка» (5 задание).

Воспитатель:

- Выберите картинку с изображением птицы и загадайте про нее загадку своим товарищам ( дети по очереди выходят к столу, где лежат картинки с птицами, берут одну и загадывают про нее загадку).

    Из всех перелетных птиц я самый черный, важно расхаживаю по проталинам и ищу червяков. (Грач)

    Я не строю своего гнезда, и подкидываю свои яйца в гнезда других птиц (Кукушка)

    Я пою лучше всех птиц (Соловей)

    Я черненькая, маленькая, стою свои гнезда из травы и глины под крышами домов. (Ласточка)

    Я могу подражать пению других птиц, лаю собак, кваканью лягушек. (Скворец)

    Я одна из самых полезных птиц, уничтожаю мух и комаров. Когда хожу по земле, то потряхиваю своим длинным хвостиком. (Трясогузка)

    Свои гнезда я вью в ямках на земле. Люди говорят, если рано утром не слышно моего голоса – это к дождю или плохой погоде. (Жаворонок).

10. Упражнение «Почему птицы летают» (6 задание).

Воспитатель:

- Проведите эксперимент и определите, почему птицы умеют летать.

Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас перышки. Рассмотрите их, чем перья отличаются друг от друга? (одни - мягкие, маленькие, другие – жесткие, длинные).

Подумайте, какое из них называется пуховым и согревает птицу. Почему? (пушистое, мягкое, теплое), где они расположены? (на теле птицы)

А другое - называется маховым. Почему? Легкое оно или тяжелое? Где расположены маховые перья? (на крыльях и хвосте)

Чтобы понять, как птицы летают, давайте вспомним, какой воздух? (невидимый, не мешает движениям, его можно ощутить при беге).

Возьмите карандаш. Какой он легкий как перо или тяжелее?

Подбросьте его вверх, что произошло? (карандаш упал)

Сделайте вывод, тяжелые предметы могут опираться на воздух? (нет, они падают).

Давайте проверим, а легкие предметы с широкой поверхностью, воздух может ненадолго удержать?

Возьмите лист бумаги и подбросьте его вверх, попробуйте тоже сделать с перышком. Они также быстро упали, как карандаш?

Какой можно сделать вывод? (легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе).

Воспитатель:

С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу.

Ребята вы поняли, почему птица может летать по воздуху? Как это происходит?

11. Игра с мячом “Продолжи предложение, найди причину”(4 задание).

Воспитатель:

- Я говорю начало предложения, а вы его заканчиваете.

Педагог читает предложения, дети заканчивают их.

Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).

Осенью птицы улетают на юг, потому что….(холодно и нечем питаться)

У цапли длинные ноги, потому что…(она ходит по болоту)

У орла большое гнездо, потому что…(он большая птица)

Все люди любят слушать соловья, потому что…(он красиво поет)

Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что (не строит своего гнезда)

12. Релаксация.

Воспитатель:

Полетели птицы. Летят, крыльями машут (дети поднимают руки вверх, вниз)

Ветер поднялся, все труднее птицам лететь!

Дождь крылья намочил, тяжелые стали крылья (дети медленно поднимают руки)

Очень трудно птицам.

Но наши птицы сильнее могучего ветра, сильнее холодного дождя.

Утих ветер, сдался. Выглянуло солнышко. Опускаются уставшие птицы на землю. Устраивается стая на отдых (дети ложатся на живот, руки в стороны)

Так устали наши птички, что не пошевелиться им!

Согрелись наши птички. Высохли перышки.

Крылья отдыхают. Согрело солнышко крылья, стали они теплыми.

Ножки отдыхают. Солнышко и ножки согрело, стали ножки теплыми.

Спинки отдыхают. И спинки согрелись, стали теплыми.

Головки согрелись, и они теплыми стали.

Так хорошо нашим птичкам отдыхать.

Воспитатель:

А нам пора возвращаться в группу.

13. Превращение.

Воспитатель: -

Раз, два, три обернись обратно в детей превратись.

14. Итог.

Воспитатель:

Что понравилось на занятии?

сб., 03.11.2012

Саитова Гюзель Анваровна,

воспитатель

МАДОУ "Детский сад №46" г. Тобольска

Введение

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.

Воспитательные возможности игры отмечались отечественными педагогами и психологами (П.Ф. Лесгафт, Д.Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Д.В. Хухлаева и др.)

Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.

Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Чтобы избежать отчужденности, враждебности, агрессивности, а это все следствия не умения ребенка общаться с окружающими, приводят к необходимости создания условий, которые должны способствовать постепенному развитию игры, как специфически ведущей деятельности дошкольника – незаменимой школы общения, мышления и произвольного поведения.

Цель : оптимизация коммуникативных умений и навыков детей через игровую деятельность.

Проблема : анализ ситуации в группе, где я работаю, показал, что в детском коллективе присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.

Задачи :

Выявить причины нарушения общения

Осуществлять коррекционно-развивающую работу детей с проблемами в общении в условиях игры.

Организовать детско-родительское сотрудничество в разных видах деятельности.

Обогатить предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами по теме проекта.

Тип проекта: долгосрочный педагогический с детьми старшей группы и подготовительной группы

Участники проекта: дети, родители и воспитатели группы « Почемучка».

Срок реализации: 2009 – 2011год.

Ожидаемый результат: Положительная динамика коммуникативных умений и навыков у детей.

Опыт позитивного общения с детьми, умение конструктивно решать конфликтные ситуации, приобретенный за время реализации проекта воспитателями и родителями.

Созданы картотеки игр, тематический альбом, консультации для родителей и педагогов, создана мини – библиотека для родителей.

Этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный

Выбор темы и разработка педагогического проекта.

Разработать систему игр для развития коммуникативной компетентности у дошкольников.

- Организация развивающей среды.

- Подготовить информационную копилку (консультации, анкет, текстов) с целью обогащения опыта родителей по формированию педагогических знаний и развитие игровых и социально адаптивных умений дошкольников.

- Разработать картотеку игр на развитие коммуникативных способностей.

2 этап – основной

Подборка диагностического материала, проведение диагностики, коррекции коммуникативных умений и навыков.

Составление перспективного плана работы по развитию коммуникативных умений и навыков детей на основании диагностических данных.

Составление плана работы с гиперактивными детьми с проблемами в общении.

Разработка примерных конспектов коррекционно – развивающих занятий.

Активизация родителей для проведения игровых вечеров.

Апробирование методики игры

Проведение консультации для родителей.

3 этап – обобщающий

Подведение итогов работы с детьми (диагностики)

Изготовление фотоальбома « Будем крепко мы дружить»

Содержание и структура педагогического проекта по развитию коммуникативных умений и навыков через игровую деятельность.

Нормативно- правовая база.

Закон « Об образовании» Российской Федерации.

Конвенция ООН о правах ребенка,1989г.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990г.

Давыдов В. В., Петровский В.А. и др. Концепция дошкольного воспитания.

Типовое положение о дошкольном учреждении.

Приказ Минобрнауки России №9 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.03.2009г. № 03-436 «О рекомендациях по созданию инновационных комплексов в сфере общего образования.

№2.

Информационно – методическое обеспечение.

Бычкова С.С «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников».

Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. «В мире детских эмоций».

Зедгенидзе В. Я. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников».

Клюева Н.В.., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению».

Панфилова М.А. «Игротерапия общения».

Рылеева Е.В. «Вместе веселее!».

Саранская О.Н. «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!»

Семенака С.И. «Уроки добра».

Щипицина Л.М «Азбука общения».

«Психолого- педагогическая технология оптимизации эмоционального статуса у детей дошкольного возраста»

Марцинковская Т.Д.-Гардарики М. Детская практическая психология 2005г.

Смирнова Е. О. Дошкольное воспитание №4, 2004г.

Арцишевская И.Л. «Современные пятилетние дети: особенности игры и развития и психического развития».

Работа психолга с гиперактивными детьми в детском саду. Изд.2-е, доп. – М.: Книголюб, 2005. (Психологическая служба)

Музыкальная палитра №2-2007г.

Диагностический инструментарий

Марциновская Т.Д. Методика « Два домика».

Урунтаева Г.А, Афонькина Методика «Рукавичка».

Лисина М. И. Методика выявления уровня коммуникативного развития детей 5-6 лет.

Урунтаева Г.А. Таблица проявления поведенческих расстройств.

Фокина Е.К. Диагностическая карта (результаты наблюдения уровня коммуникативных способностей у детей 6-7 лет).

Степанова Г.Б.Индивидуальные показатели социального развития ребенка (Дошкольное воспитание 1999, №10).

КоломинскийЯ.Л., Жизневский Б.П. Причины возникновения конфликтов с детьми в игре.

Пояснения и методические рекомендации при организации игр и упражнении на развитии коммуникативных навыков

Система состоит из четырех блоков:

- Коррекционно-развивающиеся занятия

- Коммуникативные игры и упражнения

- Метод принятия роли

- Моделирования проблемных ситуаций

Каждый блок направлен на решение нескольких задач.

В основу каждого блока положены такие дидактические принципы, как

переход от простого к сложному, системность и концентричность при

организации игровой деятельности.

Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно.

При проведении игр и упражнений педагогу необходимо:

Продумывать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи;

Воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи;

Прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия;

Помнить, что каждый ребенок имеет свои коммуникативные права:

на систему ценностей,

на ответственность,

на личное достоинство и уважение этого достоинства,

на индивидуальность и своеобразие,

на независимость от других людей,

на собственные мысли,

на отстаивание своих прав.

Коммуникативная компетентность подразумевает развитие следующих умений:

Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д) и рассказать о нём.

Умение получать необходимую информацию в общении.

Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

Умение вести простой диалог с взрослыми и сверстниками.

Умение спокойно отстаивать своё мнение.

Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.)

Умение уважительно относиться к окружающим людям.

Умение принимать и оказывать помощь.

Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Блок № 1

Коррекционно-развивающие мероприятия

Цель: создание благоприятного психо-эмоционального климата в группе сверстников, формирование и закрепление положительных установок в сознании детей и использование их в практической жизни.

Темы: «В стране эмоции», «Правила поведения в гостях», «Друзья», «Как вести себя с друзьями», «Моя семья», «Правила нашей группы»

Блок № 2

Коммуникативные игры

Игровые пятиминутки

Развиваем умение сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию, конструировать «текст для другого» (умение говорить самому) и подчиняться правилам.

«Зайчики и лиса», «Совушка – сова», «Холодно – горячо, право – лево», Горная тропинка», « Глаза», « Замри!», «Обыграй превращения», «Звери на болоте»,

« Как тебя зовут? «Я не должен», «Менялки», « Игра в тарелочку», «Пантомимические этюды», «Отражение чувств», «Эхо», « Как тебя зовут?», «Сундучок», «Объясни Незнайке!», «Задуманное действие», «Что на что похоже», «Художник слова», « « Магазин», «Библиотека», «Знакомство», «Построим город», «Азбука почемучек»,

«Сказка наизнанку», «Собери чемодан», « О чем я сказала», Через стекло», «Я начну, а вы продолжите», «Вечер загадок»

Интерактивные игры

(игры на взаимодействие)

Цель: развиваем отношения, построенные на равноправии или способности конструктивно решать проблему, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.

«Доброе животное», «Паровозик», «Дракон кусает свой хвост», «Жучок», «Аплодисменты по кругу», «Пирамида любви», «Разноцветный букет», «Волшебный стул», «Солнечные зайчики», «Капитан», «Клеевой дождик», «Горячая картошка», «Гномики», «Лунный камень», «Динозавр и препятствие», «Шапка-невидимка», «Тысяча звезд», «Два зеркала», «Тайный советник».

Игры для формирования у детей дошкольного возраста культуры общения

«Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Театр теней», «Ожившие игрушки»

Игры и этюды, направленные на снятие конфликтности

Цель: переориентация поведения с помощью игр, формирование форм адекватных поведения, снятия напряжения у детей; обучение приемам релаксации

« Ругаемся овощами, «Изобрази животное», «Собака – повадырь», « Не поделили игрушку», « Уходи злость, уходи», «Окажи внимание другому», «Найди друга», «Секрет».

Этюды с содержанием проблемной ситуации: «Коврик мира», «Сладкая проблема»,«Хозяин горы».

Блок №3

Метод принятия роли

Творческие игры, как метод преодоления эгоцентризма

Цель: - приобщить детей к эмоциональному вживанию в роль, утвердить, признать ее. Способствовать становлению условности роли, относительной независимости реальных интересов детей. Ориентировать детей на роль партнера (реального или воображаемого), на предугадывание его чувств и стратегий его поведения.

Варианты игр:

Организованные игры: «Детский сад», «Салон красоты», «Семья», «Поликлиника», «Школа», «Космос» и т.д.

Игры со свободным сюжетом : «Игры с предметами, находящимися под рукой», «Игры против скуки», «Игрушки, которые всегда с собой».

Самостоятельные игры.

Игры с известными героями: «Незнайка в зоопарке», «Пир у Баба-Яги», «Беспорядок у тетушки Федоры», «Бабушкин сундучок».

Режиссерские игры: «Незнайка и Знайка», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Добрый и злой волшебник», «Продавец и контролер», «Малыш и Карлсон», «Терпеливая мама и капризный ребенок», «Режиссерская игра на песке».

Приемы великого сказочника: «Переиначивание сказки», «Игра в волшебника», «Салат из сказок», «Игры-смешинки», «В гостях у Кащея-Бессмертного», «В гости к Василисе-Примудрой», «В гостях у Баба-Яги».

Игры и этюды, направленные на динамику общения, на понимание партнера

Цель: развивать умение общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.

Игры без слов: «Маски», «Свет мой зеркальце скажи», «Музей восковых фигур», «Скульптор», «Король».

Блок №4

Моделирование проблемных ситуаций

Цель: формировать у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов.

Методы:

Анализ поведения сказочных героев

Просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда»

Обсуждение ситуации из жизни группы

Проблемная ситуация созданная воспитателем: «Не поделили игрушку», «Принесли конфеты» и т.д.

Перспективный план работы по развитию коммуникативных умений и навыков у детей шестого года жизни

Содержание работы

Задачи

Дата проведения

Дети

Методика «Два дома» Т.Д.Марцинковская

Входная диагностика уровня развития коммуникативных навыков

Определение статуса ребенка в группе

сентябрь

Методика «Рукавичка» Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина

Умение договариваться, достигать общий результат

сентябрь

Коррекционно – развивающие мероприятия

1.«Знакомьтесь - это я!»

2.«Я - сам и Я - другие»

3.«Правила нашей группы»»

4.«Давайте жить дружно»

5. «Наши эмоции»

6.«Я умею»

Развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми

Формирование эмоциональной стабильности и социализация эмоции дошкольников

октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль

«Играем вместе»

Итоговая диагностика уровня развития коммуникативных навыков

Развитие коммуникативных навыков через игру

1 раз в неделю сентябрь-май

Коррекционно-развивающие мероприятия с гиперактивными детьми, имеющими сложности в общении с детьми

Совершенствование навыков общения; снятия эмоционального напряжения

декабрь-апрель

Родители

Поделки

«Подарю подарок другу»

Фотоальбом «Я–общительный»

Оптимизация детско – родительских отношений через совместную деятельность

январь

Вечер «Коммуникативных игр»

Оптимизация детско – родительских отношений через игровую деятельность

февраль

Мини - библиотека

Повышение родительской компетенции в сфере развития детского общения

март

Чему способствуют игры детей?

История детской агрессивности

Повышение уровня знаний родителей по данной теме

сентябрь

ноябрь

декабрь

Диагностическая работа

1.Анкета «Критерии гиперактивности»

2. Анкета «Признаки агрессии»

3. Анкета «Тип темперамента моего ребенка»

Умение адекватно оценивать состояния своего ребенка

ноябрь

Родительское собрание на тему:

«Влияние игры на развитие ребенка дошкольного возраста»

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.

ноябрь

Педагоги

Консультации в информационные уголки:

Играть не вредно или игротерапия для детей

Методы и приемы взаимодействия с агрессивными детьми (памятки)

Влияние игры на развитие ребенка дошкольного возраста (консультация для воспитателей)

4. Тип темперамента

Повышение педагогической компетенции в сфере развития детского общения

декабрь

октябрь

октябрь

октябрь

Коррекционный план работы с гиперактивными детьми 6 года жизни имеющими проблемы в общении

Деятельность

Задачи

1 неделя декабрь

«Прогулка в лес»

«Камень и путник»

«Будь внимателен»

«Передай движение»

Рефлексия

Налаживание взаимоотношений с группой и детей между собой; развитие эмоционально выразительных движений; снятие психоэмоционального напряжения

2 неделя декабрь

«Изобрази явление»

«Самолеты»

«Надоедливая муха»

«1,2,3 говори»

«Одно большое животное»

Рефлексия

Налаживание взаимоотношений с группой и детей между собой; развитие эмоционально выразительных движений; совершенствование коммуникативных навыков, воображения, внимания

3 неделя декабря

«Запретное движение»

«Зоопарк»

«Я кубик несу и не уроню»

«Шалтай-болтай»

Рефлексия

Умение работать в команде; снятие мышечного напряжения; развитие произвольного внимания; умение следовать правилу игры

3 неделя января

«Расскажем и покажем»

«Передай мяч»

«Насос и мяч»

«Паровозик с именем»

«Клоуны»

Рефлексия

4 неделя

«Космическое путешествие»

«Интервью»

«Росток»

«Пловцы»

Рисование на заданную тему

Рефлексия

Умение согласовывать действие и слово; развитие координации движений; снятие мышечного напряжения; развитие групповой сплоченности и доверия друг к другу

1 неделя февраля

«Светофор»

«Внимательные глазки»

«Знаете ли вы цифры»

«Расскажем и покажем»

«Кто за кем стоит?»

Рефлексия

Развитие наблюдательности, произвольности, самоконтроля; умение работать в команде.

2 неделя февраля

«Жмурки»

«Потягушечки»

«Лимон»

«Волшебный мешочек»

«Опиши игрушку»

Рефлексия

Профилактика страхов; снятие эмоционального напряжения; развитие тактильных ощущений; активизация словаря

3 неделя февраля

«Летает не летает»

«Что изменилось?», совместное рисование

«Снеговик»

Рефлексия

Умение контролировать свои эмоции; развитие эмоционально-выразительных движений; умение следовать словесной инструкции, развитие внимания

4 неделя февраля

«Кто первый прыгнет в круг»

«Солнечный лучик»

«Не спеши»

«Клоуны»

Рефлексия

Умение контролировать свои действия; снятие мышечного и эмоционального напряжения; развитие координации движений и внимания

1 неделя марта

«Давайте поздороваемся»

«Море волнуется»

«Пластилиновая кукла»

«Иголка и нитка»

«Шалтай-болтай»

Рефлексия

Развитие доброжелательного отношения к члену группы; умение контролировать свои эмоции, действия

2 неделя марта

«Расставь посты»

«Что изменилось?»

«Снежинки»

«Зимние забавы»

Совместное рисование снеговика

«Снеговик»

«Лыжники»

Совершенствование уверенности в себе; снятие мышечного и психоэмоционального напряжения; умение контролировать свои действия

3 неделя марта

«Танец снежинок»

«Ручеек»

«Одно большое животное»

«Ищем ошибки»

«Кричалки, шепталки, молчалки»

«Паровозик с именем»

Рефлексия

Совершенствование коммуникативных навыков; развитие чувства юмора; снятие эмоционального напряжения; развитие групповой сплоченности и доверия друг к другу

4 неделя марта

«Расскажем и прокажем»

«Слушай и отвечай»

«Броуновское движение»

«Угадай фигуру»

«Съедобное –несъедобное»

«Сидели два медведя…»

Развитие чувства юмора; умение работать в группе; снятие мышечного напряжения; развитие чувства эмпатии

1 неделя апреля

«Я кубик несу и не уроню»

«Клоуны»

«Цирковые артисты»

«Да» и «нет» не говори»

«Расскажем и покажем»

Рефлексия

Умение работать в команде и внутри группы; снятие мышечного напряжения; развитие произвольного внимания

2 неделя апреля

«Черепашки»

«Слушай команду»

«Прошепчи ответ»

«Жужа»

Рисование на заданную тему

Рефлексия

Развитие умения работать в команде; умение контролировать свои эмоции, действия; развитие самоконтроля

3 неделя апреля

«Флажок»

«Комплименты»

«Эмоции»

«Кораблик»

Рефлексия

Умение определять эмоциональное состояние; развитие доброжелательного отношения к члену группы; развитие самоконтроля; снятие мышечного напряжения