Законопроект о предоставлении госуслуг по жизненным ситуациям принят госдумой в первом чтении. Предоставление «комплексных» государственных и муниципальных услуг по «жизненным ситуациям Предоставление услуг по жизненным ситуациям

Г. N 945-ПП

РЕГЛАМЕНТ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ПО "ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ"

1. Общие положения, основные термины и определения

1.1. Основами системного подхода к организации работы органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций по предоставлению государственных услуг, связанных с выдачей запрашиваемых документов, по "жизненной ситуации" являются:

Максимальное упрощение для заявителей процедуры оформления документов;

Исключение необходимости получения заявителем промежуточных или дублирующих документов;

Предоставление заявителю возможности однократной подачи комплекта документов для получения необходимого пакета государственных услуг;

Минимизация временных издержек в ходе оформления документов.

1.2. При организации работы по предоставлению государственных услуг по "жизненной ситуации" на территории города Москвы используются следующие термины и определения:


Композитная государственная услуга - государственная услуга, состоящая из нескольких элементарных услуг.

Заявители - физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели , обращающиеся в органы исполнительной власти, государственные учреждения за получением необходимых государственных услуг.

Держатель услуги - орган исполнительной власти города Москвы, иные городские организации, осуществляющие предоставление услуг, в том числе связанных с выдачей запрашиваемого документа.

Жизненная ситуация - событие в жизни гражданина или деятельности организации, влекущее за собой необходимость получения комплекса взаимосвязанных государственных услуг, а также необходимых документов в соответствии с действующей правовой базой.

Регламент предоставления услуг по "жизненной ситуации" - утвержденный правовым актом Правительства Москвы порядок взаимодействия между отдельными органами исполнительной власти города Москвы и городскими организациями в ходе исполнения запросов заявителей на предоставление государственных услуг по "жизненной ситуации".

Единый реестр документов - перечень документов, оформляемых и выдаваемых органами исполнительной власти города Москвы, государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями города Москвы.

Согласование (экспертиза) - решение (заключение) органа исполнительной власти города Москвы, городской организации, федерального органа исполнительной власти и (или) его территориального органа, независимого эксперта, необходимое для подготовки запрошенного заявителем документа, осуществляемое в соответствии с утвержденным в установленном порядке регламентом подготовки документа по принципу "одного окна" или регламентом предоставления услуг по "жизненной ситуации".

Получение согласований (экспертиз) осуществляется исключительно в случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации или законами города Москвы.

В случае необходимости использования для обработки запроса на оформление документа промежуточной информации, находящейся в распоряжении какой-либо городской организации, ее получение осуществляется путем организации доступа органа исполнительной власти, государственного учреждения или государственного унитарного предприятия города Москвы к соответствующему информационному ресурсу.

Согласующие организации (эксперты) - органы исполнительной власти города Москвы, городские организации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы, независимые эксперты, участвующие в процессе подготовки и (или) согласования запрашиваемых документов, выдаваемых заявителю.

Регламент подготовки документа - порядок организации работы органа исполнительной власти города Москвы или городской организации по приему документов, имеющих непосредственное отношение к заявителю, подготовке, согласованию и выдаче запрашиваемого документа заявителю.

2. Формирование перечня государственных услуг

по "жизненной ситуации", порядок их предоставления

2.1. Формирование перечня государственных услуг по "жизненной ситуации" и их состава осуществляется Комитетом государственных услуг города Москвы по предложениям отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города Москвы.


2.2. В состав государственной услуги по "жизненной ситуации" могут включаться сервисы, по результатам предоставления которых не осуществляется выдача каких-либо документов.

2.3. Информация о предоставляемых государственных услугах по "жизненной ситуации" в полном объеме размещается на Портале государственных услуг.

2.4. Предоставление государственных услуг по "жизненной ситуации" осуществляют органы исполнительной власти города Москвы и иные городские организации.

2.5. Ответственными за предоставление услуг по "жизненной ситуации", осуществляющими прием запросов от заявителей, являются:

2.5.1. Органы исполнительной власти города Москвы и подведомственные им организации - держатели "одного окна" (в случае оказания услуг с минимальным участием сторонних организаций).

2.5.2. Центры обслуживания населения и организаций по принципу "одного окна".

2.5.3. Общегородской Центр предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам.

3. Регламентация процедур предоставления государственных

услуг по "жизненной ситуации"

3.1. Регламенты предоставления государственных услуг по "жизненной ситуации" (далее - регламент) разрабатываются в соответствии с настоящим Регламентом, а также дополнительными рекомендациями по их содержанию и утверждаются постановлениями Правительства Москвы.

3.2. Ответственными за разработку и утверждение регламентов являются органы исполнительной власти, оказывающие подобные услуги или координирующие деятельность соответствующих подведомственных организаций.

3.3. Регламенты предоставления государственных услуг по "жизненной ситуации" в центрах обслуживания населения и организаций по принципу "одного окна" разрабатываются централизованно Департаментом территориальных органов исполнительной власти города Москвы.

3.4. Разработка регламентов осуществляется в соответствии с перечнем и составом указанных услуг, сформированных Комитетом государственных услуг города Москвы.

3.5. Порядок работы служб, осуществляющих предоставление государственных услуг по "жизненной ситуации", определяется внутренними регламентами , утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти города Москвы, курирующими указанные подразделения.

3.6. Внутренние регламенты не должны вступать в противоречие с настоящим регламентом.

4. Порядок приема документов у заявителей на предоставление

государственных услуг по "жизненной ситуации"

4.1. Запросы на предоставление государственных услуг по "жизненной ситуации" принимаются уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы и городскими организациями в установленной регламентом форме.

4.2. Перечень документов, необходимых для получения запрашиваемой услуги, определяется регламентом и действующими правовыми актами.

4.3. При приеме документов сотрудники органов, предоставляющих государственные услуги по "жизненной ситуации", обязаны:

4.3.1. Проверить правильность оформления заявления, комплектность представляемых заявителем документов, необходимых для получения запрашиваемой услуги. В случае несоответствия либо отсутствия необходимых документов заявление не принимается и дается краткое разъяснение о несоответствии.

4.3.2. Зарегистрировать заявление в электронной базе документооборота организации с автоматическим формированием выписки из электронного журнала регистрации и контроля обращений заявителей и присвоением соответствующего идентификационного номера (далее - ИН).

4.3.3. Поставить штамп о принятии документов с указанием даты, времени, имени и подписи принявшего сотрудника, ИН на оригинале заявления, передаваемого заявителем.

4.3.4. Выдать на руки заявителю выписку из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей, заверенную подписью сотрудника организации и штампом.

4.3.5. В случае необходимости оказать необходимые консультационные услуги заявителю по разъяснению порядка предоставления услуг по "жизненной ситуации", ознакомить его с нормативными документами, регламентирующими работу организации.

4.4. В случае если запрашиваемые заявителями документы оформляются и выдаются в день обращения, выписки из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей организацией, осуществляющей предоставление государственных услуг, выдаются на руки заявителям только по их требованию.

4.5. В случаях выдачи документов со сроком исполнения в день обращения допускается работа с заявителями по устным запросам без оформления заявления в письменном виде. Учет и контроль исполнения данных запросов производятся в установленном настоящим регламентом порядке.

4.6. Причинами отказа в приеме документов у заявителя могут служить:

4.6.1. Обращение заявителя по вопросам, решение которых не осуществляется в рамках предоставления услуг по "жизненной ситуации".

4.6.2. Отсутствие у заявителя полного комплекта документов, определенного регламентом.

4.6.3. Представление заявителем утративших силу или неправильно оформленных документов.

4.6.4. Отсутствие оформленной в установленном законом порядке доверенности (в случае подачи заявки на оформление запрашиваемого документа, подлежащего выдаче третьему лицу, или доверенности действовать от имени организации).

4.6.5. Отказ заявителя оплатить в установленном объеме работы (услуги), выполняемые (оказываемые) на возмездной основе, или представить квитанции об оплате.

4.7. По требованию заявителя отказ в приеме документов организацией, осуществляющей предоставление государственных услуг по "жизненной ситуации", может быть оформлен и выдан заявителю в письменном виде.

4.8. Любые иные причины отказа в приеме документов у заявителя являются неправомерными и могут быть обжалованы заявителем у руководителя органа исполнительной власти города Москвы или городской организации, осуществляющих координацию работы данной службы, либо в суде.

5. Порядок предоставления услуг по "жизненной ситуации",

в том числе связанных с оформлением документов

5.1. Организация, принимающая запрос на предоставление услуг по "жизненной ситуации", осуществляет работу во взаимодействии с органами исполнительной власти и городскими организациями, определенными в регламенте.

5.2. Принятый запрос направляется в организации-соисполнители для предоставления заявителям отдельных элементарных услуг по ведомственным направлениям.

5.3. Передача запросов на исполнение производится как с использованием бумажных носителей (оригиналов или копий), так и путем передачи сведений по телекоммуникационным каналам.

5.4. Организация, получившая соответствующий запрос, обязана зарегистрировать его в электронном виде и проинформировать структуру, ответственную за предоставление услуги по "жизненной ситуации" в целом, о получении документации в достаточном объеме.

5.5. Предоставление отдельных элементарных услуг осуществляется в рамках регламентов подготовки документов по принципу "одного окна" и регламента предоставления услуги по "жизненной ситуации".

5.6. Рассылка запроса на исполнение может осуществляться по последовательной (в случаях, когда каждая последующая услуга может быть оказана только по итогам предыдущей), параллельной (одновременно осуществляется предоставление нескольких услуг) или комбинированной схеме.

5.7. Сформированный по результатам предоставления каждой элементарной услуги документ может быть выдан заявителю как организацией, осуществившей его непосредственную подготовку, так и организацией, изначально принявшей запрос, в пакете с остальными документами.

5.8. В случае самостоятельной выдачи документа заявителю, а также оказания государственной услуги, не требующей в итоге оформления каких-либо документов, организация-исполнитель уведомляет организацию, принявшую первоначальный запрос, о результатах предоставления услуги.

5.9. Организация, являющаяся ответственной за предоставление услуг по "жизненной ситуации", осуществляет контроль за соблюдением общего срока предоставления услуги, определенного регламентом, а также сроков предоставления элементарных услуг организациями-соисполнителями.

5.10. Организация, осуществляющая предоставление услуг по "жизненной ситуации", а также организации-соисполнители обеспечивают представление данных в Систему контроля и мониторинга работы органов исполнительной власти города Москвы по принципу "одного окна" по утвержденным регламентам и форматам передачи данных.

6. Порядок выдачи заявителям запрашиваемых документов,

оформленных в рамках предоставления государственных услуг

по "жизненной ситуации"

6.1. Выдаваемые документы оформляются на бумажном носителе или в виде пластиковой карточки (в случаях, предусмотренных законодательством).

6.2. Выдача документа или мотивированного отказа производится заявителю:

6.2.1. Физическому лицу при наличии документа, удостоверяющего личность, либо представителю заявителя при наличии оформленной в установленном порядке доверенности на право получения документа и документа, удостоверяющего личность.

6.2.2. Представителю организации при наличии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица.

6.3. При выдаче запрашиваемого документа либо мотивированного отказа сотрудники организации обязаны:

6.3.1. Выдать запрашиваемый документ или мотивированный отказ в установленном регламентом порядке.

6.3.2. Выдать при необходимости надлежаще оформленные бухгалтерские и иные финансовые документы, связанные с оплатой за подготовку запрашиваемого документа.

6.4. Заявитель подтверждает получение документов личной подписью с расшифровкой в соответствующей графе второго экземпляра выписки из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей в организации, который хранится вместе с заявлением в архиве.

6.5. Факт получения заявителем документов фиксируется в электронном виде.

6.6. Отказ в выдаче документа заявителю должен быть мотивирован, оформлен в письменном виде и по возможности сопровождаться рекомендациями о дальнейших действиях, необходимых для получения документа.

6.7. Причинами мотивированного отказа в выдаче запрашиваемого заявителем документа могут служить:

6.7.1. Отсутствие права у заявителя на требуемый им документ.

6.7.2. Установление заявителем неправильно оформленных или утративших силу документов, если указанные обстоятельства были установлены в процессе подготовки конечного документа.

6.7.3. Невозможность подготовки документа в силу обстоятельств, ранее не известных при приеме документов.

6.7.4. Отрицательное заключение органа исполнительной власти города Москвы, городской организации, а также экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа исполнительной власти города Москвы или городской организации, которое отнесено к полномочиям данного органа (организации) в соответствии с законодательством.

6.7.5. Отказ заявителя оплатить работы (услуги), выполняемые (оказываемые) на возмездной основе, а также представить надлежащим образом оформленные документы об оплате.

6.8. Отказ в выдаче документа может быть обжалован заявителем у руководителя органа исполнительной власти города Москвы или городской организации, осуществляющей выдачу документа, либо в суде.

7. Хранение документов, оформленных в рамках предоставления

услуг по "жизненной ситуации"

7.1. Невостребованный документ хранится в течение установленного срока его действия, но не менее одного года с даты его поступления, изготовления либо оформления службой "одного окна", а затем передается в установленном порядке в архив держателя "одного окна".

7.2. Срок хранения документов, полученных от заявителя для подготовки запрашиваемого документа, подлежащего выдаче по принципу "одного окна", и иных документов по исполненным заявлениям составляет 3 года с даты выдачи заявителю запрашиваемого документа, мотивированного отказа либо в случае невостребованности заявителем подготовленного запрашиваемого документа - не позднее даты окончания срока его действия, если иное не определено законодательством Российской Федерации и города Москвы.

7.3. По истечении срока хранения невостребованного запрашиваемого документа, определенного настоящим постановлением, указанный документ считается недействительным и подлежит уничтожению в установленном порядке, если иное не определено законодательством Российской Федерации и города Москвы.

АННОТАЦИЯ

Предоставление «комплексных» государственных и муници­пальных услуг еще один шаг на пути к повышению их качества и к «сервисному государству». Упрощение процедур подачи заявления важный этап к переходу предоставления услуг в проактивном режиме.

Тем не менее, на практике существует ряд административных ограничений оказания услуг в рамках «жизненных ситуаций», включая как нормативно-правовое регулирование, так и организация процесса в многофункциональных центрах.

Ключевые слова: государственные услуги; муниципальные услуги; комплексные услуги; жизненная ситуация; многофункциональный центр.

Тенденции развития сервисно-ориентированного государства в части предоставления государственных услуг предполагают обеспечение перехода от получения государственных услуг к комплексным сервисам конечного результата, который нужен заявителю (например, все необхо­димые действия при покупке жилья или при рождении ребенка, и пр.). Каждая государственная услуга должна «встроиться» во все удобные для пользователя интерфейсы и процессы, ради которой заявитель вынужден обращаться отдельно . Концепция снижения администра­тивных барьеров 2011-2013 годов обозначила направление развития сферы госуслуг: от регламентации каждой государственной и муници­пальной услуги к совершенствованию и описанию комплексных сервисов по «жизненным ситуациям», которые требуют стандартизации и законодательного закрепления .

Несмотря на то, что реализация идеи оказания услуг в рамках «жизненных ситуаций» должна повлечь серьезные изменения во взаимо­отношениях заявителя и государства, включая улучшение его качества, нормативно-правовое регулирование предоставления госуслуг в соот­ветствии с этим принципом органами власти до сих пор отсут­ствует, равно как и законодательное определение указанного термина.

В отечественной литературе ситуация аналогична. Исследования в области обозначенной проблемы не системны, что не способствует формированию у специалистов-практиков, заинтересованной обществен­ности целостного представления о тренде изменений, которые идут в сфере оказания государственных и муниципальных услуг.

В научной литературе также встречаются различные определения данного понятия. Авторы О.А. Иванюк и С.Н. Китрар под жизненнoй ситуацией пoнимают «совокупность общественных отношений, возни­кающих на основании определенного юридического факта (действия или события), наступившего как по воле участников данных отношений (открытие бизнеса, вступление в брак, приобретение квартиры), так и вне зависимости от воли (болезнь, смерть) и связанного с необходи­мостью обращения в органы власти за получением требующегося в сложившихся обстоятельствах результата предоставляемых публичных услуг».

А.P. Исаков определяет жизненную ситуацию как «совокупность фактических обстоятельств, существующих у заявителя, с которыми законодатель связывает право последнего обратиться за получением соответствующей сложившимся обстоятельствам комплексной государ­ственной услугой» .

Жизненная ситуация появляется в результате определенных событий, произошедших в жизни человека и связана с необходимостью взаимодействия по этому поводу с органами власти. При этом сама жизненная ситуация чаще всего не требует получения непосред­ственно самих государственных услуг. В таких случаях они должны стать незаметной для заявителя процедурой в решении реальной жизненной задачи.

В итоге можно выделить несколько наиболее существенных признаков «жизненной ситуации»:

  1. основаниями предоставления услуг «по жизненным ситуациям» признаются юридические факты, которые подтверждают появление, и требующие корректив или прекращение каких-либо общественных отношений, имеющих правовые последствия;
  2. «жизненная ситуация» предполагает объединение наиболее социально значимых и массовых государственных и муниципальных услуг, способствующих наиболее полному обеспечению реализации прав и получению необходимых результатов заявителями в пределах сложившихся обстоятельств, включающая несколько типовых событий;
  3. в рамках «жизненной ситуации» возможно наличие нескольких альтернатив развития, вариантов получаемых результатов услуг;
  4. набор оказываемых услуг зависит от правового статуса заяви­теля, это физическое лицо, предприниматель, иностранный гражданин или юридическое лицо.

Аналитическая систематизированная деятельность к переходу предоставления услуг в рамках «жизненных ситуаций» в субъектах Российской Федерации фактически началась только в 2015 году. Первые попытки реализовать предоставления комплекса услуг были на Едином портале госуслуг, но по настоящее время заявитель может только ознакомиться с перечнем услуг в рамках своей «жизненной ситуации». Следующий шаг совершенствования оказания комплексов государственных и муниципальных услуг был направлен на развитие способов взаимодействия гражданина и государства через многофунк­циональные центры.

В целях обеспечения нормативно-правового регулирования оказа­ния услуг по «жизненным ситуациям» распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2018 года № 260-р был утвер­жден перечень из 30 федеральных услуг, предоставляемых в рамках комплексного запроса. Предполагается, что данная мера обеспечит повышение качества предоставления государственных услуг, а именно получение услуг в «одном окне», в том числе по принципу экстерриториальности.

С 1 марта 2018 года вступила в силу норма Федерального закона № 210-ФЗ, в соответствии с которой заявление в МФЦ подается один раз, второе обращение – получение результата, многофункциональный центр может самостоятельно составить от имени заявителя и направить заявление в соответствующие органы власти в соответствии с комп­лексным запросом. Однократное обращение за услугами позволит сократить временные и финансовые затраты граждан.

При обращении в МФЦ за получением услуг в связи со сложившейся жизненной ситуацией заявитель представит только один комплект документов и одно заявление в форме заполнения комплексного заявления, который предполагает получение двух и более услуг. В соответствии с частью 13 статьи 15.1 № 210-ФЗ в комплексный запрос могут входить услуги, не связанные между собой жизненной ситуацией и не входящие в типовые составы взаимосвязанных услуг, в любом количестве. Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации № 412 закреплен ряд положений и норм, определяющих порядок взаимодействия работников МФЦ и заявителей. Текущая ситуация в большинстве многофункциональных центров показывает невозможность предоставления услуг на этих условиях. Реализация услуг по «жизненным ситуациям» некоторыми многофунк­циональными центрами считается реализованной при наличии в перечне услуг, предоставляемых через МФЦ, всех возможных услуг, которые могут быть в той или иной жизненной ситуации. При этом комплексный запрос до сих пор не реализован, т. к. ни один регламент исполнительного органа власти федерального, регионального или муни­ципального уровня не содержит норм, в которых комплексный запрос от МФЦ будет являться основанием предоставления услуги.

Обобщая вышеизложенные нормотворческие новеллы и сущест­вующие в научной литературе мнения относительно предоставления госуслуг по «жизненным ситуациям», а также сопоставив с практи­ческими мероприятиями по совершенствованию сервисов многофункцио­нальных центров, следует ряд выводов.

Во-первых, в настоящее время в РФ отсутствует единое пони­мание понятия «жизненная ситуация» и подходов их формирования. В научной литературе и официальных источниках встречается несколько определений данного понятия. На официальных сайтах многофункциональных центров наиболее распространенным является определение жизненной ситуации как определённого набора государственных и муниципальных услуг, комплекса мер поддержки и социальных гарантий, который способен предоставить результат по совокупности требований заявителя, не выделяя отдельные части, отсылающие человека в различные ведомства.

Во-вторых, проблема, с которой столкнулись публично-правовые образования - это определение перечня жизненных ситуаций и содержа­щихся в них государственных и муниципальных услуг. На сегодняшний момент единого перечня не существует как на федеральном уровне, так и на региональном.

Для обеспечения качества и повышения эффективности орга­низации предоставления услуг необходимо провести теоретические разработки в части формирования перечней услуг, входящих в конкретную «жизненную ситуацию». Услуги, формирующие такие комплексы должны соответствовать ряду требований, но прежде всего основанием для предоставления комплексной услуги должен быть юри­дический факт, подтверждающий эту «жизненную ситуацию». В связи с этим в нормативные-правовые акты необходимо вносить правки, расширяющие текущий перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ в рамках ряда основных жизненных ситуаций, обеспечивающих возможность оказываться услуги на основании комплексного запроса от МФЦ, т. е. актуализировать адми­нистративные регламенты государственных и муниципальных услуг.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 31. – Ст. 4179.
  2. Административная реформа в Российской Федерации: основные этапы реализации // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. – 2006. – № 22(310). – С. 4–12.
  3. Доклад заместителя директора Департамента государственного регули­рования в экономике Минэкономразвития России П.С. Днепровского в рамках Международного форума «МФЦ – основа сервисного государства» в г. Липецке // Официальный сайт Минэкономразвития России URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depgosregulirineconomy/2015052951 (Дата обращения: 05.09.2018).
  4. Иванюк О.А., Китрар С.Н. Предоставление услуг по «жизненным ситуациям» – актуальное направление совершенствования системы пуб­личного управления // Административное право. - 2012.- № 2.- С. 63-69.
  5. Исаков А.Р. Государственные услуги и их классификация // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2013.- № 6. - С. 91-96.
  6. Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 гг. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2011 № 1021-р).
  7. Протокол заседания комиссии по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, и организации межведомственного взаимодействия в Ростовской области от 04.02.2014 № 1. Приложение № 8. Перечень государственных, муниципальных и иных услуг в рамках жизненных ситуаций // Официальный портал Правительства Ростовской области URL: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=128565#pril8 (Дата обращения: 05.09.2018).
  8. Услуги по жизненным ситуациям // «Мои Документы» - центр пре­доставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края URL: http://www.mfc22.ru/services/ (Дата обращения: 05.09.2018).
Информация об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках жизненных ситуаций: особенности, подходы, перечни государственных и муниципальных услуг в разрезе основных жизненных ситуаций
На сегодняшний день, помимо вопросов собственно создания сети многофункциональных центров и материального обеспечения их деятельности, на первый план выходит обеспечение надлежащего уровня качества предоставления услуг. Одним из направлений повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг является организация предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках жизненных ситуаций .

Под жизненной ситуацией понимается юридически значимое событие в жизни гражданина или деятельности организации, при котором возникает необходимость обращения за получением комплекса взаимосвязанных государственных и (или) муниципальных услуг, предоставление которых организуется многофункциональным центром по принципу «одного окна».
В настоящее время выделено 9 основных жизненных ситуаций, в рамках которых целесообразно организовывать предоставление комплексов взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах:


  1. Рождение ребенка, в том числе:

  1. рождение первого ребенка;

  2. рождение второго ребенка;

  3. рождение третьего ребенка (и последующих детей) - многодетная семья.

  1. Индивидуальное жилищное строительство.

  2. Открытие своего дела.

  3. Утрата документов.

  4. Выход на пенсию по старости.

  5. Смена места жительства.

  6. Перемена имени.

  7. Утрата близкого человека.

  8. Приобретение жилого помещения 1 .
Указанный перечень жизненных ситуаций согласован Министерством экономического развития Российской Федерации.

В целях организации предоставления государственных и муниципальных услуг по жизненным ситуациям, по результатам селекторного совещания по вопросу развития сети многофункциональных центров в Российской Федерации 4 декабря 2013 года Председателем Правительства Российской Федерации Д. А. Медведевым был дан ряд поручений 2 , во исполнение которых внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 №797, расширяющие перечень государственных и муниципальных услуг. На основании этого перечня в рамках каждой жизненной ситуации сформированы рекомендуемые перечни государственных и муниципальных услуг, предоставление которых может быть организовано в многофункциональных центрах. Указанные перечни представлены в Таблице 1.

С учетом практики оказания государственных и муниципальных услуг в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях на территории субъектов Российской Федерации, перечни государственных и муниципальных услуг, предоставление которых может быть организовано в многофункциональных центрах соответствующего субъекта Российской Федерации в рамках жизненных ситуаций, могут быть уточнены.
Анализ практики предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках жизненных ситуаций в субъектах Российской Федерации позволяет сделать вывод о наличии 2 подходов к организации предоставления услуг в рамках жизненных ситуаций, различающихся способами обращения заявителя:


  1. Заявитель подает в МФЦ отдельные заявления на каждую государственную (муниципальную) услугу в рамках жизненной ситуации.

  2. Заявитель подает в МФЦ единое заявление об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках жизненной ситуации .
При подготовке Методических рекомендаций по организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах в рамках жизненных ситуаций Министерством экономического развития Российской Федерации реализуется второй подход. Одновременно с этим Министерством экономического развития Российской Федерации подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство с целью реализации возможности подачи единого заявления.
Таблица 1. Рекомендуемые перечни государственных и муниципальных услуг, предоставление которых может быть организовано в многофункциональных центрах в рамках жизненных ситуаций (в разрезе жизненных ситуаций)

п/п

Наименование услуги

Орган, предоставляюший услугу

1. Рождение ребенка

1

Государственная регистрация рождения

Органы ЗАГС, МФЦ

2

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

ФМС России

3

Прием документов и личных фотографий, необходимых для получения или замены паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации 3

ФМС России

4

Назначение единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности


5

Назначение пособия по беременности и родам

6

Назначение единовременного пособия при рождении ребенка

7

Назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком

8

Назначение единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

9

Назначение ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

10

Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады)

ОМСУ

11

Прием от граждан анкет с целью регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе прием от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства

ПФР

12

Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях

ИОГВ, ОМСУ в сфере образования

13



ПФР

14

Рассмотрение заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала 4

ПФР

15

Бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной организации

ИОГВ в сфере социальной защиты населения

16

Бесплатное предоставление в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе для индивидуального жилищного строительства

17

Содействие предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья

18

Обеспечение бесплатного проезда на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси)), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных организаций

19

Прием заявления о предоставлении многодетной семье скидки в размере не менее 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электрической энергией, а многодетным семьям, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - также скидки в размере не менее 30 процентов стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории

20

Назначение социальных пособий в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (правовыми актами органов местного самоуправления)

ИОГВ, ОМСУ в сфере социальной защиты населения

21

Предоставление многодетным семьям иных мер социальной поддержки

ИОГВ в сфере социальной защиты населения

2. Индивидуальное жилищное строительство

1

Предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства



2

Государственная регистрация права на недвижимое имущество и сделок с ним 5

Росреестр

3

Выдача градостроительного плана земельного участка

ИОГВ, ОМСУ в сфере земельных отношений

4

Выдача разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства

ОМСУ в сфере строительства

4.1

Продление срока действия разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства

4.2

Внесение изменений в разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства

5

Выдача разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию 6

ОМСУ в сфере строительства

6

Присвоение адреса объекту недвижимости 7

ОМСУ в сфере строительства

7

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества 8

Росреестр, Федеральная кадастровая палата

8

Государственная регистрация права на недвижимое имущество и сделок с ним 9

Росреестр

9

Выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал

ПФР

10

Рассмотрение заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала

ПФР

11

Государственная регистрация права на недвижимое имущество и сделок с ним 10

Росреестр

12

Выдача документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства с привлечением средств материнского (семейного) капитала

ОМСУ в сфере строительства

13

Предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья

Минстрой, ИОГВ, ОМСУ в сфере строительства

3. Открытие своего дела (малое предпринимательство)

1

Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств

ФНС России

2

Содействие самозанятости безработных граждан 11

ИОГВ в сфере труда и занятости

3

Регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей - физических лиц, заключивших трудовой договор с работником

ФСС

4

Регистрация страхователей и снятие с учета страхователей - физических лиц, обязанных уплачивать страховые взносы в связи с заключением гражданско-правовых договоров

ФСС

5

Осуществление приема и учета уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг, указанных в перечне, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. №584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»

Роспотребнадзор

6

Бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц

ФНС России

7

Выдача разрешений (дубликатов разрешений) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации

ИОГВ в сфере транспорта

8

Лицензирование деятельности по осуществлению розничной продажи алкогольной продукции



9

Лицензирование деятельности по осуществлению заготовки, переработки и реализации лома черных и цветных металлов

ИОГВ в сфере предпринимательства

10

Выдача лицензии на осуществление частной охранной деятельности

МВД России

11

Согласование размещения и приемка в эксплуатацию нестационарных (временных, мобильных) объектов

ОМСУ в сфере земельных отношений

4. Утрата документов

1

Выдача и замена паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации

ФМС России

В ближайшее время список услуг, которые многофункциональные центры (МФЦ) предоставляют россиянам в режиме "одного окна", значительно расширится.

МФЦ получат право оформлять регистрацию рождения и смерти, принимать документы на получение налогового вычета и даже аккумулировать пошлины и налоговые платежи. Более того, изменится сам принцип оказания госуслуг. Появится набор распространенных жизненных ситуаций, в рамках которых целый комплект документов можно будет получить по одному заявлению.

Об этом министр экономического развития Максим Орешкин заявил на всероссийском форуме центров государственных и муниципальных услуг. По его словам, законопроект об оформлении регистрации рождения и смерти в МФЦ находится в Госдуме. Его должны принять в осеннюю сессию.

Другая реформа связана с работой Федеральной налоговой службы. Сейчас минэкономразвития обсуждает с ФНС вопрос о запуске пилотного проекта по оказанию трех услуг. Первая - это корректировка неверно начисленных налогов, вторая - получение налогового вычета и третья - информирование граждан о налоговой задолженности. "В этот процесс активно и весьма успешно включились центры "Мои документы" Москвы, - отмечает Максим Орешкин. - А месяц назад вышел приказ ФНС о реализации пилотного проекта на территории всей страны. МФЦ уже должны заключить договора о предоставлении услуг по линии ФНС".

Кроме того минэкономразвития предлагает наделить МФЦ правом принимать платежи в счет налогов и пошлин. Технически такая возможность есть и сейчас - деньги можно вносить через терминалы банков. Однако, по словам министра, эта услуга доступна не во всех регионах и не во всех МФЦ.

Законопроект об оформлении регистрации рождения и смерти в МФЦ Госдума рассмотрит этой осенью

Еще один законопроект, который находится в Госдуме, касается предоставления государственных услуг в рамках комплексного запроса. Суть проста: человек, у которого, например, родился ребенок, сможет подать одно заявление, но получить не один документ, а весь необходимый комплекс услуг. Это регистрация рождения, оформление пособий, запись в детский сад и многое другое. "Минэкономразвития готовит подзаконную базу, которая должна обеспечить корректную реализацию положений законопроекта, - продолжает Орешкин. - В частности, уже разработан проект методических рекомендаций по предоставлению госуслуг на основании комплексного запроса по наиболее распространенным жизненным ситуациям. Это очень важная переориентация от принципа базовой услуги к принципу базовых потребностей конкретного человека".

Какие-то законодательные акты, возможно, будут разработаны по итогам форума. Так, представители регионов сошлись во мнении, что система МФЦ не сможет развиваться без полного перехода органов власти и центров "Мои документы" на электронное взаимодействие.

"Оптимизация нормативно-правовой базы позволяет наполовину отказаться от курьерской доставки бумажных документов, - говорит замглавы Ростовской области Василий Рудой. - Однако на сто процентов вопрос не решен. Так, передача электронных образов документов в Росреестр не является основанием для начала предоставления услуги. Налицо необходимость изменения законодательства, наделения единым юридическим статусом обычных бумажных документов и электронных".