Внедрение профессиональных стандартов в организации. Внедрение профстандартов на предприятии — порядок, план Профессиональные стандарты изменения в положение об обучении

Существуют, как обычно, две противоположные точки зрения: апологеты стандартизации и умеренные оптимисты, у каждой группы свои аргументы и доводы, в том числе со ссылкой на законодательство.

Большинство работодателей уверено, что обязательны для всех организаций вне зависимости от форм собственности. Жесткие требования к квалификации сотрудников в связи с вступлением новой статьи 195.3 ТК РФ предъявляются в отношении предприятий всех форм собственности, - считает, в частности, президент МОО поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди», владелица и руководитель швейного производства «Софиано» Ольга Косец . По ее словам, изначально планировалось внедрение стандартизации в отношении государственных, бюджетных, унитарных предприятий, корпораций, внебюджетных государственных фондов, то есть хозяйствующих субъектов, у которых доля государственной или муниципальной собственности составляет 50 и более процентов, но в 2015 году был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 02.05.2015 N 122-ФЗ, согласно которому квалификационные стандарты признаны обязательными для всех категорий работников.

В пользу данной точки зрения можно отнести и тот факт, что все профстандарты проходят регистрацию в Минюсте России, а значит, являются нормативными правовыми актами, обязательными к применению.

Однако юристы поясняют, что, согласно формулировкам, изложенным в статье 195.3 ТК , профстандарты обязательны только в случае, если законами или иными нормативными актами устанавливаются требования к компетенциям. В противоположном случае данный документ является рекомендацией, даже несмотря на свой факт регистрации в Минюсте. «Таким образом, если Трудовым Кодексом или специальными законами, например «О бухгалтерском учете», «Об образовательной деятельности» и т.п., не установлены требования к квалификации работника, то и применение профессиональных стандартов не является обязательным, - объясняет управляющий партнер юридической фирмы «Касенов и партнеры» Екатерина Касенова . - Однако вторая часть этой же статьи ТК говорит о том, что характеристики компетенций, которые содержатся в профессиональных стандартах, применяются работодателями в качестве основы для определения дальнейших требований к квалификации работников. Таким образом, законодатель предлагает работодателю самостоятельно провести «корректировку» запросов, содержащихся в профессиональных стандартах, в зависимости от применяемых технологий и принятой организации производства и труда».

Зачем нужен график

Так или иначе, факт неизбежности применения профстандартов очевиден, и рано или поздно все они станут обязательными для работодателей.

Поэтому неважно, будет в организации сейчас применяться какой-то один стандарт, или работодатель решит одномоментно применить соответствующие профстандарты ко всем своим работникам, - необходимость процедуры их внедрения очевидна.

Что можно порекомендовать работодателю? Прежде, чем искать образец приказа о внедрении профстандартов в организации, надо четко выделить позиции в , для которых соблюдение требований профстандарта будет обязательным. Затем определить необходимость приведения в соответствие документов, организовать обучение или провести штатные перестановки. Только после этого можно приступать к работе с остальными позициями штатного расписания.

Во избежание возможной путаницы и различного рода недоразумений, в том числе в общении с работниками, представляется целесообразным подготовить заблаговременно соответствующий план-график.

Типовой план мероприятий по внедрению профстандартов в организации

Разрабатывая план, необходимо учитывать, что при внедрении стандартов могут возникнуть потенциально конфликтные ситуации, связанные, в том числе, с увольнением, в связи с чем рекомендуем проведение всех мероприятий планировать минимум за пару месяцев до непосредственного исполнения. Кроме того, просим учитывать, что Методические рекомендации по применению стандартов, разработанные Минтруда, до сих пор находятся в стадии проекта, в связи с чем вся ответственность за процедуры перехода полностью лежит на работодателе.

При разработке плана-графика работодателю также необходимо помнить, что механизмов внедрения профстандарта не существует, поэтому целесообразно придерживаться общих правил и норм, которые являются обязательными при проведении любых организационно-штатных мероприятий.

С чего начать

Основные мероприятия

  1. Изучить соответствующий профстандарт.
  2. Определить перечень должностей в штатном расписании, которые необходимо привести в соответствие с положениями профессионального стандарта (при необходимости проведения организационно-штатных мероприятий подготовить соответствующий приказ и уведомить заинтересованных лиц за два месяца до их проведения).
  3. Определить круг лиц, которые подпадают под действие соответствующего профстандарта.
  4. Создать аттестационную комиссию для работников, которые подпадают под действие соответствующих профстандартов, с целью определения квалификационного соответствия этих лиц требованиям профстандартов. При необходимости провести процедуру на соответствие квалификации, изложенной в стандарте.
  5. Уведомить надлежащим образом работников, чьи должности подпадают под внедрение профстандартов, что их подлежат (при необходимости).
  6. Подготовить проекты изменений в положения о подразделениях, работников и иные локальные нормативные акты (в том числе дополнительные соглашения к трудовым договорам), положения которых подлежат изменению в связи с внедрением профстандартов.
  7. Обеспечить доступ к материалам по профстандартам всех работников организации, в том числе сформировать группу, в которую работники могут обратиться и получить разъяснение по вопросу внедрения стандарта.

Итоговые мероприятия

После того как работодатель организовал и провел указанные выше мероприятия, а также урегулировал с работниками все вопросы относительно вносимых изменений в исполняемый ими функционал, можно знакомить работников с новыми локальными нормативными актами, в положения которых были внесены соответствующие изменения, и подписать дополнительные соглашения к трудовым договорам.

Образец плана-графика внедрения профстандарта

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ

Научно-технический прогресс, развитие производств и технологий, а также изменяющийся рынок труда требуют постоянного развития профессиональных навыков и компетенций работника. Квалификационные справочники, в свою очередь, постепенно устаревают: либо в них вообще нет новых профессий, либо их описание не соответствует действительности. Именно этим и обусловлена потребность изменения действующей системы квалификаций, а точнее, замена Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) системой профессиональных стандартов. В этой статье мы постараемся ответить на наиболее актуальные вопросы по применению профессиональных стандартов.

Что такое профессиональный стандарт?

Понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» определены в ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно указанной статье квалификация работника - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

В свою очередь, профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Отметим, что ранее в законодательстве отсутствовало понятие профессионального стандарта, и это затрудняло разработку и реализацию профессиональных стандартов на практике.

Для работодателей профессиональный стандарт будет являться основой для установления более конкретных требований при выполнении трудовой функции работника с учетом специфики деятельности организации.

Положения соответствующих профессиональных стандартов должны учитываться при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Таким образом должна решиться появившаяся в последние годы проблема, когда выпускник учебного заведения обладает одними профессиональными навыками, а работодателю требуются совсем другие.

Из истории профессиональных стандартов в России

Появление профессиональных стандартов - это не новинка, придуманная именно в России, как многие пишут, а сложившаяся мировая практика. Самый передовой опыт на сегодняшний день по профессиональным стандартам - у Великобритании.

Впервые тема профстандартов в России возникла в 1997 г., когда этот термин был официально использован в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.1997 № 222. Федеральные министерства и ведомства тогда включили в свои программы разработку профстандартов. Следующие десять лет задача меняла формулировки и раз за разом ставилась руководством страны, но ощутимых действий по ее решению так и не было предпринято, пока в 2006 г. на базе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) не появилось Национальное агентство развития квалификаций. Именно это агентство в 2007 г. разработало первый макет профстандарта. В 2007-2008 гг. появились первые профессиональные стандарты.

В 2010 г. по итогам заседания Госсовета РФ и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России был создан перечень поручений Президента РФ. В нем были установлены сроки подготовки современного справочника и разработки профстандартов в высокотехнологичных отраслях. На выполнение обеих задач было отведено около двух лет.

В 2011 г. Правительством РФ было учреждено Агентство стратегических инициатив (АСИ), приступившее к разработке дорожной карты «Создание Национальной системы квалификаций и компетенций». После этого был утвержден План разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы. Экспертами Министерства труда был подготовлен и утвержден очередной макет профстандарта и разработаны нормативные документы, методические рекомендации и т.д. Первые стандарты были приняты лишь 30.10.2013. Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству РФ было дано задание разработать к 2015 г. и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов. «По состоянию на 30 декабря 2014 года приказами Минтруда утверждено 403 профессиональных стандарта», - говорится в сообщении, размещенном 24 января 2015 г. на сайте Правительства РФ.

Где искать информацию о профессиональных стандартах?

С лета 2016 года мы вступили в новую эру, когда профессиональный стандарт в образовании, как и в других сферах применять стало обязательным. Процедура их внедрения в организации - процесс безусловно непростой и занимающий много времени.

Если коммерческие компании могут и не всегда обращаться к стандартам, то для сферы образования они являются обязательными. Какие же бывают виды стандарта профессионального образования и какова процедура внедрения профессиональных стандартов среднего профессионального образования, сейчас разберемся.

План внедрения профессиональных стандартов в образовании

Первым этапом стоит создать рабочую комиссию по внедрению стандартов. Как правило, в рабочую группу включают представителей служб персонала, юристов, а также тех специалистов, которые будут непосредственно работать со стандартами. Председателем такой группы назначается руководитель учреждения. Для создания рабочей группы издается приказ. Составляется он в свободной форме на бланке учреждения. В нем прописывается состав группы (комиссии), цели и задачи внедрения профстандарта, срок завершения всех процедур и результат, который мы хотим получить на выходе. После подписания руководителем, с приказом необходимо ознакомить членов комиссии под роспись и передать приказ на хранение.

Не лишним будет и разработка положения о работе комиссии. В нем необходимо описать цели для которых она создана, задачи, которые необходимо будет решать, ее права и обязанности. А также порядок проведения заседаний и их периодичность. Ввести в действие положение необходимо также приказом руководителя организации. Все заседания рабочей группы должны быть оформлены протоколом, а все принятые решения - актом.

Следующим этапом комиссия утверждает план мероприятий по внедрению стандартов, а также реестр профстандартов образования, которые будут применяться конкретно в этом учреждении. Еще на этапе планирования стоит определиться с исчерпывающим списком стандартов необходимых в процессе деятельности. Не стоит вводить в действие те, которые не нужны Вам в текущий момент и не понадобятся в ближайшем будущем. Так перечень стандартов профессионально технического образования будет существенно отличаться от такого перечня в общеобразовательном учреждении или тем более в детском саду.

В процессе составления списка необходимо соотнести название профессий в штатном расписании с имеющимися профстандартами. Различие в наименованиях может быть расценено как нарушение трудового законодательства и повлечь за собой наложение штрафных санкций. Причем штраф будет выписан за каждый неверно составленный договор в отдельности. Таким образом при значительной численности персонала штрафы могут достигать астрономических сумм.

Соблюдение идентичности названий должностей будет гарантией того, что у работника в момент оформления пенсии не возникнет препятствий. Если трудовой кодекс или другие законодательные акты предусматривают льготы (компенсации) для некоторых профессий, то эта должность должна в точности соответствовать профстандарту. В противном случае льготы не будут действовать. Поэтому в процессе принятия перечня профессиональных стандартов в образовании очень важно сопоставлять названия принятое в учреждении и то, которое допускает профстандарт. Причем в первую очередь стоит опираться на содержание стандарта, а потом уже на название.

При возникновении разночтений их конечно нужно устранить. Самым доступным является введение в штатное расписание должности с “правильным” названием и перевод работника на вновь введенную должность. А после “старую” должность исключить из штатного.

Основные требования предъявляемые профстандартами конечно не являются требованиями к названию должности. Основным моментом является уровень квалификации трудящегося. Все работники чья деятельность попадает под действие профстандарта должны будут “подтянуть” свои знания до необходимого установленного уровня.

После согласования перечня необходимо определить категории педагогического состава, для которых необходимо провести профессиональную подготовку (переподготовку). Эти категории работников направляются на обучение в учреждения с государственной лицензией с которыми у организации заключен договор на обучение.

После проведенных процедур часто возникает потребность во внесении изменений или дополнений в кадровые документы. Наибольшим правкам подвергаются должностные инструкции. Эти документы не являются обязательными, но как правило есть в любой компании. А если документ есть, то его нужно привести в соответствие новым реалиям. Часто это является единственным документом, где отражены требования к кандидату на должность, а также описывается какие конкретно задачи должен выполнять сотрудник в процессе работы. Стоит отметить, что профстандарт является только основой для разработки Ваших внутренних актов и в нем указаны необходимый минимум по профессии. Из этого можем сделать вывод, что компания вправе установить более жесткие требования к профессии.

Вносить изменения в должностные инструкции (ДИ) придется тем образом, которым они были выпущены. Если ДИ является самостоятельным актом, то это самый простой вариант. Выпускаем новую редакцию и утверждаем ее. Сложнее обстоит дело, если ДИ является приложением к трудовому договору. Тогда необходимо будет издать дополнительные соглашения к трудовым договорам (для каждого сотрудника отдельно). Этот способ значительно увеличивает объем работы. В любом случае с измененной ДИ необходимо будет под роспись ознакомить всех сотрудников, которых затрагивает такие изменения.

Списки профстандартов со временем дополняются новыми профессиями и компании нужно периодически проверять не выпущены ли новые стандарты.

Перечень профстандартов в образовании

Реестр профессиональных стандартов образования в 2016 году включает в себя 4 позиции:

  • Педагог;
  • Педагог-психолог;
  • Педагог дополнительного образования детей и взрослых;
  • Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

Если в 2016 году в области образования проходила еще только апробация профстандартов в ряде пилотных регионов, то с 1 января 2017 года они станут обязательными к применению для всех образовательных учреждений. Руководствоваться ими работодателю придется не только при разработке ДИ и трудовых договоров, но и при выборе системы оплаты труда.

Наиболее широко используемым будет профессиональный стандарт педагога. В него включают работу не только работу учителей общеобразовательных школ, но также воспитателей детских садов. Профстандарт педагога допускает к работе гражданина только в случае наличия у него высшего или среднеспециального образования в образовательной сфере или по направлению преподавания. Если образование не соответствует этим требованиям, то необходимо пройти дополнительное образования в сфере, которой планируется рабочая деятельность.

Кроме того установлены ограничения к допущению преподавательской деятельности. Так учителем или воспитателем не может работать лицо ранее лишенное права заниматься такой деятельностью, лица ранее судимые, страдающие определенными заболеваниями или недееспособные. А вот требований к стажу профстандарт педагога не предъявляет. Поэтому выпускники, сразу после получения диплома, могут сразу окунуться в преподавательский процесс.

Перечень утвержденных профессиональных стандартов в образовании конечно является еще не исчерпывающим. На данный момент происходит активная процедура его разработки и дополнения.

ЖУРНАЛ «КАДРОВОЕ ДЕЛО»

№6, июнь 2016года

Профстандарты: что сделать к 1 июля, чтобы избежать штрафов

Анна ВАСЕНИНА , издатель журнала «Кадровое дело», член Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям

В статье читайте:

    Как выяснить, для каких должностей профстандарты обязательны

    Как переименовать должности, внести изменения в трудовые договоры

    Как разработать план работ по результатам внедрения профстандартов

С чего такой ажиотаж?

С 1 июля 2016 года начинает действовать статья 195.3 Трудового кодекса о порядке применения профстандартов (Закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ). До этого времени нужно создать рабочую группу и выяснить, какие профстандарты обязательны для вас, а какие – нет. Если в компании есть должности, для которых стандарты обязательны, переходите к внедрению. Если таких должностей нет, решайте, применять профстандарты или нет. Что именно предпринять, чтобы вечером 30 июня спокойно уйти с работы и не беспокоиться о штрафах? Вооружитесь шпаргалкой. Разберем действия работодателя по этапам и поясним на примерах.

Что значит применять профстандарты?

Применять профстандарты – это учитывать их требования при приеме на работу, разработке локальных актов, аттестации и обучении сотрудников. Закон не дает конкретных указаний на этот счет. Работодатели определяют порядок самостоятельно (ст. 8 ТК РФ). Внедрять профстандарты можно постепенно, но уже до 1 июля текущего года проведите ряд мероприятий.

Этап 1. Создайте рабочую группу

Итак, руководство вашей компании решило определять названия должностей и квалификационные требования к сотрудникам с учетом профстандартов. Причем внедрять вышедшие профстандарты будут по всем должностям, а не только по тем, для которых они обязательны.

Поручают внедрение профстандартов специальной рабочей группе. Издайте приказ, определите состав и полномочия членов рабочей группы, назначьте руководителя. Образец приказа размещен ниже. Включите в группу компетентных сотрудников из структурных подразделений, из службы персонала, бухгалтерии, юридического отдела. Ознакомьте заинтересованных сотрудников с приказом под роспись.


Скачать и распечатать образец

Этап 2. Разработайте и утвердите план работ по внедрению профстандартов в организации

Рабочая группа составляет план по внедрению профстандартов. Закрепите в нем направления работ, сроки их выполнения, ответственных лиц, критерии достижения результатов. Образец плана размещен ниже.


Скачать и распечатать образец

Ответственность за неприменение профстандартов

Если профстандарты обязательны, но вы их не применяете, ГИТ привлечет вас к ответственности. Наказанием может быть (ч. первая ст. 5.27 КоАП РФ):
– предупреждение;
– штраф для должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей, для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей.
Профстандарты обязательны в двух случаях:
– если по должности положены компенсации, льготы или установлены ограничения (абз. 3 ч. второй ст. 57 ТК РФ);
– если законодательство устанавливает обязательные требования к квалификации работника (ст. 195.3 ТК РФ).
Об административной ответственности работодателя читайте в статье «Когда работодателя могут привлечь к административной ответственности».

Этап 3. Реализуйте мероприятия, предусмотренные по плану

На следующем этапе переходите к реализации мероприятий, предусмотренных планом. Поясним каждый шаг.

Шаг 1. Выясните, для каких должностей профстандарты обязательны

Все работодатели должны применять профстандарты в двух случаях. Во-первых, когда конкретная должность предусматривает компенсации и льготы либо ограничения. В такой ситуации наименования должностей, профессий, специальностей и требования к квалификации должны соответствовать профстандартам или квалификационным справочникам (ч. вторая ст. 57 ТК РФ). Если наименования должностей, профессий содержатся и в справочниках, и в профессиональных стандартах, работодатель сам выбирает, чем руководствоваться. Исключение составляют случаи, когда закон прямо указывает, что применять.

Пример

Работу по профессии «монтер пути» в метрополитене включают в стаж, который дает право на досрочную пенсию (постановление Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665, Список № 2, утвержденный постановлением Кабмина СССР от 26 января 1991 г. № 10). Профессия есть в ЕТКС № 52, утвержденном приказом Минтруда России от 18 февраля 2013 г. № 68н. Профстандарт «Монтер пути» утвержден приказом Минтруда России от 24 февраля 2015 г. № 111н. Наименование профессии и квалификационные требования к сотруднику должны соответствовать ЕТКС или профстандарту. Работодатель может выбрать, что применять. Закон это не уточняет.

Во-вторых, когда федеральный закон или иные нормативные правовые акты РФ устанавливают требования к квалификации (ч. первая ст. 195.3 ТК РФ, редакция с 1 июля 2016 г.). Под иными актами понимают постановления, распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов власти. Например, приказы Минтранса России и др. Приказы Минтруда России, которыми утверждены профстандарты, к таким нормам не относятся.

Пример

Специалист по внутреннему аудиту должен иметь квалификационный аттестат и высшее образование (ст. 4, 11 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). Характеристики квалификации работодатель может уточнить в профстандарте «Внутренний аудитор». Он предусматривает, что сотрудник должен иметь высшее образование (бакалавриат) и дополнительное профобразование в области внутреннего аудита (приказ Минтруда России от 24 июня 2015 г. № 398н).

Выясните, какие профстандарты уже вышли. Реестр профессиональных стандартов размещен по ссылке: profstandart.rosmintrud.ru. Затем определите, по каким должностям, имеющимся в вашей компании, профстандарты обязательны. Составьте список таких должностей. Пример списка смотрите в таблице ниже.

Должности, профессии и специальности, по которым обязательны профстандарты или квалификационные справочники

Должность, профессия, специальность

Ограничения/компенсации и льготы

Основание

Арматурщики, бетонщики, водители самосвалов, кочегары судов, работающих на жидком топливе, машинисты электровозов, начальники смен турбинных цехов, чеканщики, электрогазосварщики и др.

Досрочная пенсия по старости

Статья 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ

Бортпроводники, бортинженеры, летчики-наблюдатели, пилоты, штурманы, и другие специалисты авиационного персонала

Водители транспортных средств

Не допускаются к управлению транспортом, если есть признаки определенных заболеваний, употребления алкоголя, наркотиков, запрещенных лекарственных препаратов, похмельного синдрома, утомления

Врачи-стоматологи, врачи-эпидемиологи, санитарки рентгеновских, флюорографических кабинетов и установок и другие категории медицинских работников

Сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

Статья 350 ТК РФ

Ректоры (проректоры), руководители филиала (института) государственного (муниципального) вуза

Не может быть заключен договор с лицами старше 65 лет

Часть двенадцатая ст. 332 ТК РФ

Директор школы, лицея, гимназии, заместитель директора, воспитатель ясельной группы, мастер производственного обучения, учитель-логопед, педагог-психолог и др.

Сокращенная продолжительность рабочего времени, досрочная пенсия по старости, ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, длительный отпуск до одного года каждые 10 лет непрерывной педагогической работы

Также составьте перечень принятых профстандартов по всем видам деятельности, которые есть в организации. Образец размещен ниже.


Скачать и распечатать образец

Шаг 2. Сверьте наименования должностей в штатном расписании с профстандартами и квалификационными справочниками

Важный материал: «Как работать с профессиональными стандартами?» (тематическое приложение к № 3, 2016)

Сопоставьте названия должностей в штатном расписании с указанными в профстандартах и квалификационных справочниках. Если непонятно, какой профстандарт соответствует должности, обратите внимание на графу «Основная цель вида профессиональной деятельности». Сравните основную цель профессии по профстандарту с целью работы по должности в вашей организации. Затем проанализируйте графу «Группа занятий» в разделе общих сведений. Так вы подберете нужный профстандарт для конкретной должности.

Пример

В отделе кадров ООО «Город» есть должность консультанта по персоналу. Рабочая группа выяснила, что он занимается анализом рынка труда и формирует требования к вакансиям. Изучили профстандарты специалиста по управлению персоналом и рекрутера. Сравнили цели профессий и пришли к выводу, что для должности больше подходит профстандарт «Специалист по управлению персоналом» (приказ Минтруда России от 6 октября 2015 г. № 691н).

Зафиксируйте в протоколе заседания рабочей группы расхождения, укажите, какие должности нужно переименовать и какие оставить без изменений. Образец протокола размещен ниже.


Скачать и распечатать образец

Ввести в штатное расписание новые должности или переименовать вакантные работодатель может самостоятельно в любое время. Если речь идет о переименовании занятой должности, предварительно получите согласие сотрудника и заключите с ним дополнительное соглашение к трудовому договору.

Шаг 3. Проверьте, соответствует ли квалификация работников профстандартам

Найдите в профстандарте, который вы анализируете, раздел III «Характеристика обобщенных трудовых функций». Изучите блоки: «Уровень квалификации», «Требования к образованию и обучению», «Требования к опыту практической работы», «Особые условия допуска к работе». Так вы определите требования к квалификации работника. Расхождения внесите в тот же протокол, о котором мы говорили в шаге 2.

Если квалификация сотрудника не соответствует профстандарту, уволить его нельзя. Закон не предусматривает такого основания для увольнения. Рассмотрите вопрос об обучении сотрудника, чтобы подтянуть его знания до требований профстандарта (см. этап 5).

Пример

Секретарь руководителя должен иметь высшее образование (бакалавриат) или среднее профобразование, дополнительное профобразование. Требования к опыту практической работы – не менее двух лет при среднем профобразовании (приказ Минтруда России от 6 мая 2015 г. № 276н). В ООО «Луна» секретарь директора имеет среднее общее образование, стаж работы в должности – два года. Работодатель вправе, но не обязан обучать сотрудницу.

Шаг 4. Проверьте, соответствуют ли профстандартам трудовые договоры и должностные инструкции

Проанализируйте трудовые договоры и должностные инструкции. Сравните наименования должностей, квалификационные требования и должностные обязанности. Расхождения внесите в тот же протокол, о котором мы говорили в шаге 2.

Шаг 5. Проведите разъяснительную работу с сотрудниками

Чтобы переход на профстандарты не вызвал негативной реакции, проинформируйте о нем коллектив и создайте у работников положительный настрой. Для этого проведите собрания, совещания или опубликуйте информацию на корпоративном сайте. Объясните, что изменения не повлекут автоматического изменения должностных обязанностей, условий оплаты труда, увольнений.

Шаг 6. Переименуйте должности, внесите изменения в трудовые договоры

В Трудовом кодексе нет такой процедуры, как переименование должности. Если трактовать закон буквально, то любое изменение названия должности будет переводом. Ведь он означает изменение трудовой функции работника, под которой понимают работу по должности согласно штатному расписанию (абз. 3 ч. второй ст. 57, ст. 72.1 ТК РФ). Перевод – безопасный способ переименования должности.

В то же время есть позиция, что перевода не происходит, если содержание работы сотрудника остается прежним. Под трудовой функцией понимают обязанности работника. Поэтому с ним можно заключить соглашение не о переводе, а о переименовании должности (образец ниже).


Скачать и распечатать образец

Заключите дополнительное соглашение в любом случае, поскольку меняются условия трудового договора сотрудника (ст. 72 ТК РФ). Затем оформите приказ о переводе или о переименовании должности, внесите соответствующую запись в трудовую книжку и личную карточку. Подробнее об этом читайте в статьях «Урок № 3. Оформляем перевод работника на другую должность» и «Меняем название должности в связи с принятым профстандартом».

Сотрудник вправе отказаться от перевода или переименования должности. Если работник не согласен на перевод, то он продолжает работать в той же должности. Перевести сотрудника в одностороннем порядке работодатель не вправе.

Если работник отказывается от переименования должности, работодатель может применить статью 74 Трудового кодекса. Сотрудника письменно предупреждают об изменении условий трудового договора не позднее чем за два месяца. Если он откажется от продолжения работы и перевода на другую подходящую работу, трудовой договор расторгают по пункту 7 части первой статьи 77 Трудового кодекса. Допустимость такого подхода подтверждает судебная практика (апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 22 июля 2013 г. по делу № 33-3857/2013).

Как внести изменения в должностные инструкции, читайте в статье «Как обновить должностные инструкции с учетом профстандартов».

Не вносите новые должностные обязанности в кадровые документы под копирку. Учитывайте задачи, стоящие перед организацией и конкретными сотрудниками. Например, если в компаниии нет корпоративных социальных программ, не включайте в должностную инструкцию специалиста по управлению персоналом пункт об их разработке.

Шаг 7. Внесите изменения в штатное расписание

Изменить штатное расписание можно двумя способами:

– утвердить новый документ;
– издать приказ о внесении изменений в действующее штатное.

Если корректировки небольшие, вносите изменения приказом (образец ниже). Когда планируются масштабные изменения, удобнее утвердить новую «штатку». Приказ о внесении изменений составьте в произвольной форме. В нем укажите причины и суть корректировок, дату введения в действие. Ознакомьте с приказом ответственных исполнителей.


Скачать и распечатать образец

Шаг 8. Подготовьте проекты изменений в локальные акты

Если вы решили учитывать профстандарты, определяя требования к квалификации сотрудников, отразите это во внутренних документах. Изменения коснутся положений о структурных подразделениях и должностных инструкций, локальных актов о подборе, оплате труда, аттестации и обучении персонала.

В положениях о структурных подразделениях и должностных инструкциях пропишите требования к квалификации и трудовые обязанности по должностям согласно профстандартам. В положении о подборе персонала укажите, что требования профессиональных стандартов учитываются при размещении объявлений о вакансиях, проведении собеседований и отборе кандидатов.

В локальных актах об оплате и премировании труда выстройте систему оплаты труда с учетом квалификационных уровней, указанных в профстандартах. О том, как это сделать, мы расскажем на примерах в следующих номерах.

Если у вас нет должностей, для которых профстандарты обязательны, зафиксируйте это в протоколе рабочей группы. Другие мероприятия можно не проводить.

Чтобы оценить уровень квалификации работников, вам потребуется провести аттестацию. Отразите в положении об аттестации, что навыки работников будут оценивать с учетом профстандартов. Если хотите подтянуть образование работников до требований стандартов, дополните положение об обучении и скорректируйте план обучения. Это можно сделать и позднее, на этапе 5.

Этап 4. Подведите итоги деятельности рабочей группы

Составьте отчет о результатах работы и представьте его генеральному директору на утверждение (образец ниже). В отчете укажите, какие мероприятия провести в отношении работников (пофамильно), и дайте общие рекомендации.


Скачать и распечатать образец

Этап 5. Разработайте и утвердите план работ по результатам внедрения профстандартов

По результатам внедрения профстандартов разработайте план дальнейших мероприятий. Организуйте аттестацию, направьте работников на обучение.

В случаях, предусмотренных законом, работодатель обязан организовать обучение (ч. четвертая ст. 196 ТК РФ). Так, врачей направляют на повышение квалификации раз в пять лет. Если этого не делать, компании грозит административная ответственность (ст. 14.1, 19.20 КоАП РФ). В остальных случаях работодатели сами определяют свою потребность в обучении персонала.

Условия профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации закрепляют в соглашении, коллективном или трудовом договоре. Служба по управлению персоналом собирает информацию у руководителей структурных подразделений и составляет план обучения. Утверждает план генеральный директор. Образец смотрите ниже.


Скачать и распечатать образец

Наглядная шпаргалка: как внедрить профстандарты

Работодатель вправе сопоставить профессиональные компетенции работников с требованиями профстандартов и внести изменения в план обучения. Подробнее об этом – в № 5, 2016.

Нормативная база

Документ

Поможет вам

Понять, что такое профессиональный стандарт

Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта

Узнать, какую структуру имеет профессиональный стандарт

Ознакомиться с разъяснениями Минтруда России о применении профстандартов

Важные выводы

1. До 1 июля 2016 года создайте рабочую группу и выясните, есть ли в компании должности, по которым профстандарты обязательны. Если они есть – внедряйте стандарты.
2. Внесите необходимые изменения в трудовые договоры и должностные инструкции работников, штатное расписание, локальные акты.
3. Если у вас нет должностей, для которых профстандарты обязательны, зафиксируйте это в протоколе. Другие мероприятия можно не проводить.

Дополнительно статьи из журналов

    Как внедрить профстандарты в работу организации: пошаговый алгоритм , «Кадровое дело» № 6, 2016;

    Профстандарты: что сделать к 1 июля, чтобы избежать штрафов , «Кадровое дело» № 6, 2016;

    Как обновить должностные инструкции с учетом профстандартов , «Кадровое дело» № 6, 2016;

    Как обучить кадровиков, чтобы они соответствовали профстандарту? , «Кадровое дело» № 6, 2016;

    Как профстандарты повлияют на трудовые отношения? , «Кадровое дело» № 5, 2016;

    Как применять профстандарты в работе? , «Кадровое дело» № 5, 2016;

    Название должности не соответствует профстандарту: что делать , «Кадровое дело» № 4, 2016;

    Как подготовиться к переходу на профстандарты , «Кадровое дело» № 2, 2016;

    Профессиональные стандарты: как внедрять в своей компании. Что делать, если окажется, что персонал им не соответствует , «Директор по персоналу» № 6, 2016.разработаны как за счет собственных средств работодателя... работы рабочей группы и утвердить отчет о результатах внедрения профстандартов . План -график внедрения стандартов Вопрос из практики: как составить план ...

  1. О результатах деятельности системы образования

    Документ

    В целях организации внедрения Профстандарта педагога под руководством... по проблеме «Информационная безопасность и компьютерная зависимость», в результате работы которой разработана ... разработать план мероприятий по совершенствованию организации питания; по ...

  2. Проекты, реализуемые в сфере образования Хабаровского края в 2015 году

    Реферат

    Образовательных результатов школьников: формирующее оценивание как оценивание для обучения; Организация работы по проектированию... Профстандарта педагога на КБП 2017 2018 Разработаны изменения в основную образовательную программу, учебные планы , внедрение ...

  3. Город Чита «Утвержден»

    Анализ

    ... по группам здоровья. Результаты организации рационального питания В ДОУ разработано ... План педагогического совета 1. Отчет о проделанной работе в ДОУ, по выполнению дорожной карты внедрения Профстандарта ... «Целевые ориентиры как результат освоения ООП ДО...

Национальная система квалификации призвана урегулировать отношения в сфере труда. В 2017 году в силу вступит несколько профессиональных стандартов, четыре из которых имеют непосредственное отношение к педагогической деятельности. Чтобы у руководителей образовательных учреждений не было проблем с контролирующими структурами при вводе профстандартов, им необходимо быть в курсе всех изменений.

25 января эту актуальную тему обсуждали на вебинаре «Профстандарты в 2017: что же нужно делать?». Важность обсуждаемых на мероприятии вопросов ярче всего проиллюстрировало количество участников. По ходу рассказа эксперта, в вебинарную комнату вошли 117 человек из разных уголков страны. Это солидное количество участников для вебинара.

Мероприятие провёл Владимир Игоревич Блинов, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «Федеральный институт развития образования», профессор кафедры педагогики МПГУ, автор учебно-методической литературы по актуальным вопросам развития системы среднего профессионального образования, эксперт Экспертного совета экспертизы образовательных программ, учебных изданий и электронных образовательных ресурсов для образовательных учреждений, реализующих программы начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования (ФИРО), эксперт учебных изданий НФПК.

Сам термин «профессиональные стандарты» появился 50-60 лет назад. Именно тогда были первые опыты по внедрению подобной схемы работы в развитых странах.

— Успешную практику введения профстандартов мы можем наблюдать в Ирландии, — рассказал Владимир Блинов. — Аналоги программы реализуются в Германии и Австрии. Во многих странах это дало положительный результат с точки зрения роста производительности труда. В России работа находится в самом начале. Говорить, что мы полностью готовы к переходу на профстандарты, нельзя. В нашей стране пока нет данных статистики по этому направлению. Я думаю, что мы получим положительный результат с введением профстандартов в сфере информатизации, строительства.

Профстандарты применяются:

  • работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учётом особенностей организации производства, труда и управления;
  • образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
  • при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Функции профстандартов:

  • Определить трудовой функционал работника.
  • Разработать ФГОСы для профессионального образования.
  • Создать программы профессионального обучения.
  • Провести независимую оценку квалификации.

— Это важный пункт, призванный создать доверительные отношения сферы труда и профессионального образования, — прокомментировал Блинов. — Сейчас такого взаимодействия нет. Расхожая фраза — «забудьте всё, чему учили в школе (университете)» перешла на уровень законодательных актов. Работодатели сами хотят проверять квалификацию работников.

Больше всего вопросов у участников вебинара вызвали 2 аспекта: уровень образования, необходимый педагогам при введении профстандартов, и перенос даты введения профстандарта для педагогов.

Образование и квалификация

Работодатели часто задают сотрудникам вопрос перед приёмом на работу: «Какое у Вас образование?». Не всегда у человека с хорошим образованием есть необходимая для должности квалификация, и, наоборот, у квалифицированного специалиста не всегда есть нужный уровень образования. Профстандарты жёстче регламентируют необходимый уровень обучения для разных должностей.

— Многие руководители спрашивают меня: «Неужели придётся уволить всех, кто по уровню образования не подходит?», — рассказал эксперт. — Нет, конечно. Во многих случаях из ситуации недостатка образования можно выйти, пройдя курсы. Нередко случается, что человек окончил технический вуз, а хотел бы работать в образовании. Для этого ему нужно пройти курсы повышения квалификации по педагогике.

По трудовому законодательству уволить сотрудника просто так нельзя. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить другую должность в этой же организации или отправить на профессиональную переподготовку (повышение квалификации). В соответствии со ст. 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Вопросы от участников

1) Разенкова Надежда Ефимовна: Может ли работать в высшей школе преподаватель, имеющий высшее образование по укрупненной группе специальностей и переподготовку по профилю преподаваемой дисциплины?

— Может. Простой пример: преподаватель английского языка работает в вузе. Есть институты, где преподают бакалавры, прошедшие переподготовку. По профстандартам такого уровня образования достаточно. Но это не значит, что каждый университет возьмёт на работу бакалавра. Многое зависит от амбиций вуза. Кадровая политика определяется ректоратом.

2) Салдина Зинаида Петровна: Как быть воспитателям, педагогам дополнительного образования, которые имеют большой стаж работы, но не имеют педагогического образования?

Достаточно профессиональной подготовки, это записано в профессиональных стандартах. Необходимо найти небольшие курсы и пройти их. Это формальное требование.

Почему отодвинули введение профстандарта для педагогов?

Профессиональные стандарты проходят длительный путь от рождения до применения в действие. Это новшество сложное и требует тщательной проработки. Руководителям учреждений разрешают вводить новую систему постепенно, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 года переходный период для всех профстандартов.

Уже утверждены профстандарты для:

  • педагогов дополнительного образования детей и взрослых;
  • педагогов профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
  • педагогов-психологов.

Несколько лет пытаются ввести в работу профстандарт для педагогов общего образования, но дата постоянно переносится. И в этом году дата внедрения нового профессионального стандарта для учителей отложена до 1 сентября 2019 года. Профстандарт "Педагог" относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения. Не относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

— Новая система квалификации слишком сложна для быстрого введения, — считает Владимир Блинов. — С одной стороны, это плохо - резать хвост по частям, но с другой стороны, давайте отнесёмся с пониманием к переносу сроков. Из-за не доработанных до конца стандартов, могли пострадать люди. (Для руководителей предусмотрены штрафные санкции за отказ от профстандартов). С остальными профстандартами далеко не всё понятно. Думаю и разработка, и введение их затянется. Наверно это правильно, что принимается решение о пролонгации сроков.

Кроме профстандартов для рядовых сотрудников, рассматривается введение профстандарта руководителя. В этом случае требования к деятельности ректора или директора тоже будут подробно описаны.

— Этот стандарт - необычный, он отличается от остальных, — прокомментировал эксперт. - Предполагалось, что он будет направлен на руководство учреждения в целом, а его разработали применительно только к директору (ректору). В этом профстандарте все жёстко привязывается к первому лицу организации.

О сроках введения стандарта для руководителей пока ничего не говорится.

Вопросы от участников

  • Пономарева Юлия Сергеевна, Лобода Юлия Геннадиевна: Когда будет принят профстандарт педагога дошкольной образовательной организации?

— Нет отдельного стандарта для педагогов ДОУ. Есть стандарт для педагогов общего образования. Этот стандарт уже готов, но было принято решение перенести его введение до 2019 года.

  • Мороко Наталья Юрьевна: Каков путь карьерного роста воспитателя ДОУ при введении профстандартов? Возможно ли доработать перечень должностей в определенной организации, например, перечень должностей в дошкольной организации?

— Честно скажу, мне тоже он непонятен. В общей схеме профстандартов есть тупики. Если бы были прописаны профстандарты для методистов, можно было бы уходить на более высокую должность в этом направлении. Сейчас карьерный путь педагога ДОУ - либо уходить в руководство, либо менять род деятельности. Отвечаю на вторую часть вопроса: новые должности ввести можно, но необходимо помнить, что льготы прописаны государством для определённых должностей, вводя новое название, Вы можете лишить их работника.

  • Салдина Зинаида Петровна: Если внедрение профстандарта пролонгировано до 2019 года, какая подготовительная работа должна проводиться в образовательной организации на данный момент?

— Определённого регламента подготовки для такого долгого срока нет. За 2 месяца учредитель обязан дать руководству предписание о введении профстандартов. Тогда и начнётся подготовительная работа.

После окончания мероприятия, участники не торопились покидать вебинарную комнату. У них появлялись все новые вопросы. Владимир Игоревич Блинов задержался, чтобы ответить на максимально возможное количество вопросов. Некоторые вопросы и предложения он пообещал передать лично разработчикам профстандартов.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.