Система управления туризмом в рф. Российская модель государственного управления индустрией туризма. Развитие туризма в Ленинградской области

Депутат Госдумы заявил, что готов инициировать соответствующий законопроект

Депутат от фракции ЛДПР Роман Худяков 26 января в своем интервью телеканалу «Мир24» высказал идею о необходимости создания в России министерства туризма. Несмотря на то что он говорил об этом в сослагательном наклонении - «мы можем быть одними из инициаторов разработки данного законопроекта», тема вызвала большой резонанс в СМИ, причем о законопроекте по созданию нового органа власти заговорили как о чем-то уже реальном, если не сказать – неизбежном.

Сама по себе тема не нова: участники рынка периодически высказываются за создание обособленного Министерства туризма. Как правило, это происходит при очередных перестановках в структурах власти, а в последний раз об этом заговорили в момент передачи Ростуризма в подчинение Минкульта. Сейчас тема стала актуальна на фоне как всего происходящего на рынке, так и законотворческих процессов, протекающих во властных структурах.

Стоит отметить, что Роман Худяков заговорил о создании министерства исключительно в контексте развития внутреннего туризма: «Министерство обеспечит специфический подход к туристическому направлению. Скажу честно: нужно отдельное структурное подразделение, которое бы непосредственно занималось именно нашими курортами», заявил депутат.

Сейчас внутренний туризм действительно находится в тренде спроса – на него переключаются многие туроператоры и агенты. Однако насколько рынку действительно нужно Министерство туризма? Мнение экспертов на этот счет не однозначное: с одной стороны, оно ничего глобально не изменит, но с другой – это вопрос может быть экономически обоснованным.

Георгий Мохов , заместитель министра культуры Московской области:

«На сегодняшний день и так есть министерство, в ведении которого находятся вопросы туризма – все, что нужно, уже создано и достаточно стройно организовано. Конечно, если структуры вывести в отдельное министерство, то статус туристической отрасли заметно вырастет, хотя, по сути, от этого ничего не изменится в плане работы.

Но если еще в 2013 году я был против выделения отдельного министерства туризма, то сейчас я скорее поддерживаю эту идею ввиду того, как сильно изменились экономические условия, в которых существует туристическая отрасль. Возможно, создание отдельного министерства стало бы серьезным шагом к изменению отношения государственной машины к туризму как к самостоятельной экономической сфере».

Илья Уманский , генеральный директор туроператора «Алеан»:

«Сейчас модно поднимать тему внутреннего туризма, хотя в действительности справедливее было бы говорить о развитии и въездного, и выездного туризма. Желание получить свое министерство связано с тем, что отрасль постоянно передавали от одной структуры к другой, и потому все, конечно же, хотят определенности и стабильности. Но, по большему счету, не так важно то, какой организации подконтрольна отрасль, сколько то, кто именно стоит у руля. Если это человек, который понимает специфику рынка, может лоббировать его интересы и знает, что и для кого он делает, то неважно, является ли он министром туризма или руководителем федерального агентства».

А что думаете вы? Примите участие в опросе.

Туристическое бюро

Формы собственности

Турагенты и туроператоры могут иметь разнообразные формы собственности. Они могут быть частными, государственными, акционерными обществами - суть предпринимательской деятельности и их рыночные функции от этого не меняются.

Несмотря на то, что многие фирмы, особенно функционирующие на слабо развитых рынках туристических услуг, одновременно выполняют обе функции, т.е. бывают агенты, берущиеся за организацию путешествия, и туроператоры, в том или ином объеме самостоятельно реализующие розничную продажу, следует различать эти две группы хозяйствующих субъектов, поскольку агент розничной продажи является розничным продавцом, а туроператор производителем туристического продукта.

В зависимости от характера осуществляемой деятельности бюро классифицируются на занимающиеся туризмом: внутренним, международным, выездами и приездами, обслуживанием в пути.

Наиболее распространенная модель бюро это:

· малые (до 6 человек),

· организует собственные заграничные поездки в определенную страну или местность,

· посредничает в продаже предложений больших бюро путешествий,

· организует собственные выезды внутри страны,

· посредничает в продаже туристических пакетов внутреннего туризма иных бюро или владельцев гостиничной базы,

· посредничает в продаже автобусных билетов международного сообщения,

· посредничает в продаже билетов на различные спортивные, культурные, увеселительные и т.п. мероприятия,

· от имени клиента занимается оформлением паспортно-визовых формальностей,

· осуществляет страхование.

Тема 2.2. Управление туризмом в Республике Беларусь

Проблемами туризма в Беларуси занимаются соответствующие органы. в республике сложилась и постоянно действует и совершенствуется своего рода система организационно-управленческих мероприятий по развитию туризма.

Деятельность Министерства спорта и туризма РБ

Главная роль принадлежит министерству спорта и туризма, которое призвано создавать условия для вовлечения в активные занятия туризмом. На него возложены задачи связанные с планированием и финансированием массовой туристической деятельности, хозяйственное обеспечение этой работы, управление плановым самодеятельным туризмом, а так же частные вопросы (разработки и утверждение классификационных маршрутов, туристических походов, правила проведения туристических мероприятий).

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь является центральным органом управления и подчиняется совету министров Республики Беларусь. На министерство возлагается ответственность за проведение государственной политики в области физической культуры, спорт и туризма. В своей деятельности министерство руководствуется законодательством Республики Беларусь.



Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами, общественными физкультурно-оздоровительными и спортивными объединениями, местными исполнительными и распорядительными органами.

К числу основных задач относятся решение проблем, связанных с осуществлением единой политики государства в области туризма, разработки концепций, направленных на совершенствование этой сферы, контроль за организацией кадровой политики, осуществлением научно-исследовательской деятельности и инноваций в сфере туруслуг.

Министерству предоставлено право издавать постановления, приказы и инструкции, обязательные для исполнения другими министерствами и иными центральными органами управления, местными исполнительными и распорядительными органами, а также юридическими и физическими лицами; оно имеет право представлять республику на международной арене, подписывать договора и соглашения в области туризма.

Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности президентом Республики Беларусь. В настоящее время им является Качан Олег Леонидович.

Для рассмотрения наиболее важных вопросов в министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), заместителей министра по должности, а также других работников министерства и подведомственных ему организаций и учреждений. Состав коллегии утверждается советом министров Республики Беларусь. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами министра.

В Республике Беларусь действует система туристских органов и организаций, охватывающая все вопросы, касающиеся туризма. Она охватывает своим влиянием все трудовые и учебные коллективы. Ее основные задачи - создавать максимальные условия для массового вовлечения людей в активное занятие туризмом.

Шульга Чеслав Казимирович – заместитель министра спорта и туризма, курирующий вопросы туризма.

Унитарное предприятие «Национальное агентство по туризму Республики Беларусь» было создано министерством спорта и туризма в сентябре 2001 года и призвано обеспечивать сервисное обслуживание участников туристического рынка. Сегодня в команде агентства работает 36 человек, оно представлено главным офисом в Минске и 5 филиалами в областных центрах.

Совместно с бюро Юнеско в Москве национальное агентство по туризму поддерживает информационный проект «Молодежный культурно-познавательный туризм в Беларуси».

Агентство выступает партнером в совместном проекте Tempus ib-jep-23015-2002 «создание центра переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов туристической индустрии Республики Беларусь».

Структура туризма состоит из звеньев, уровней и связей. Звеньями являются отделы и другие подразделения, это могут быть и отдельные специалисты.

Все они управляют компанией или ее частями. Менеджеры тоже относятся сюда, так как они связывают и координируют несколько звеньев. Все связи между ними осуществляются по горизонтали. Звенья объединяются в уровни в зависимости от решаемых задач. У разных уровней разные ступени в иерархии, поэтому нижестоящие подчиняются вышестоящим. Руководители всех уровней не только руководят нижестоящими, но и сами выполняют какие-нибудь функции.

Структура туризма может быть линейной, когда у каждого исполнителя только один руководитель. Распоряжения отдаются сверху вниз по цепочке, при этом не допускается перескакивание отдельных звеньев. Функциональная структура более гибкая, поэтому применяется гораздо чаще. Начиная со среднего уровня, специалисты объединяются для выполнения конкретной узконаправленной задачи. Вторая структура применяется чаще как крупными предприятиями туризма, так и предприятиями мелкими.

Структура туризма включает в себя организаторов, которые разрабатывают продукт, продвигают его на рынке и реализовывают, организаций, размещающих туристов, предприятий питания, транспорта, бюро экскурсий, производственных предприятий, торговых, учебных и научных. Формирование продукта предусматривает согласование сроков перевозок, проживания, проведения экскурсий, посещения выставок, организации питания, и так далее. Время, цели, стоимость и качество всех услуг систематизируются и увязываются между собой в единый продукт. Затем туристическими операторами размещается реклама во всех доступных средствах массовой информации, проводятся выставки с рекламными целями для ознакомления как можно большего количества населения с продуктом. Они издают каталоги, выпускают брошюры, участвуют в ярмарках.

Для структуры туризма туроператоры являются одним из важнейших звеньев. Реализуют продукт они либо сами, либо через посредников, которые называются туристическими агентами. Туроператоры заключают множество контрактов с компаниями по перевозкам, гостиничными комплексами, экскурсоводами, предприятиями питания, культурно-развлекательными центрами, и многими другими участниками процесса туризма. Они могут арендовать самолеты, поезда, автобусы, гостиницы и теплоходы для получения значительных скидок. Клиентам они предоставляют в таком случае гораздо более дешевые продукты. Это способствует увеличению конкурентоспособности.

Национальная политика туризма регламентируется во всех странах туристскими администрациями национальными. Они сотрудничают с государственными органами управления, как на уровне правительств, так и на местных уровнях. В Испании эта структура входит в Министерство экономики. В Соединенных Штатах она отсутствует совсем, но это исключение. Во Франции данная структура подчиняется Министерству транспорта и общественных работ. Этот орган призван разрабатывать планы по развитию туризма, проводить маркетинг продукта национального, создавать представительства за рубежом для продвижения продукта.

В современной России роль индустрии туризма как источника валютных поступлений и обеспечения занятости населения постоянно возрастает. Поскольку важность туризма для национальной экономики и социального процветания очевидна, то его развитие является важным шагом как для туристской индустрии, так и для путешественников.

Признанием значительных успехов нашей страны в развитии туристкой отрасли стало избрание с Российской Федерации на 69-й сессии исполнительного совета Всемирной туристской организации на роль ее председателя. И это притом, что в ВТО входят десятки стран с высокоразвитой инфраструктурой туризма.

Экономические и социальные преобразования последнего времени делают Россию все более привлекательным объектом въездного туризма, в свою очередь все большее число российских граждан обретают возможность для дальних поездок, посещения зарубежных курортов и культурных центров. туризм правовой управление маркетинговый

Исходя из этого, основными видами деятельности органов, регулирующих туристическую деятельность, являются продвижение туризма в России, а также попытки расширить сотрудничество правительства и частной индустрии.

Управление этой деятельностью в широком плане представляет собой процесс выработки и осуществления управленческих воздействий. Управление туризмом на региональном уровне означает воздействие субъекта управления на объект управления.

На региональном уровне к субъектам управления туризмом (управляющей подсистеме) относятся Правительство РФ, местные органы власти, комитеты (или департаменты) по туризму и др. (в Санкт-Петербурге - Комитет по инвестициям и стратегическим проектам).

Объектом управления (управляемой подсистемой) являются туристские фирмы, процесс туристского обслуживания граждан в данном регионе.

Управление осуществляется посредством циркулирования определенной информации между субъектом и объектом управления. Структура управления туризмом в РФ представлена на рис. 1.

Рис. 1.

Координационный комитет по физической культуре, спорту и туризму при Президенте РФ должен обеспечивать:

  • - разработку основ государственной политики в сфере туризма;
  • - участие в разработке законодательства РФ по туризму;
  • - координацию работ по экспертизе нормативно-правовых актов и федеральных программ в сфере туризма;
  • - анализ состояния национального туризма и выработку предложений по его развитию.

Решения Координационного комитета должны носить рекомендательный характер, его деятельность осуществляется на общественных началах и с периодичностью, необходимой для постановки задач и их решения.

В задачи Национальной туристской корпорации (НТК) входят:

  • - объединение финансовых и материальных ресурсов туристских, банковских и иных коммерческих структур в целях содействия в реализации программ развития туризма;
  • - создание национальных гостиничных цепей, конкурентоспособных на мировом рынке;
  • - строительство и реконструкция гостиниц, других туристских объектов и комплексов, их финансирование, ввод в действие и последующая эксплуатация;
  • - инвестирование проектов, направленных на комплексное развитие регионов, перспективных в области иностранного и внутреннего туризма.

Деятельность комитетов (департаментов, отделов) по туризму в администрациях субъектов определяется нормативными документами.

В мировой практике основной формой политики в области туризма является создание ассоциаций туристских фирм, агентств, туроператоров, перевозчиков, гостиниц, ресторанов.

Это связано с тем, что общественные организации более гибко, чем государственные, реагируют на изменения рынка, пожелания клиентов, более детально и профессионально разбираются в тонкостях организации процесса генерации и предоставления услуг. С учетом их предложений и требований формируется и национальная туристская политика страны. Сегодня российские туристские фирмы и агенты поняли, что на мировом рынке решающее значение будет иметь стратегия развития туризма, основанная на активном кооперировании партнеров из общественного и частного секторов.

В России для создания ассоциации туристских агентств имелись объективные предпосылки. Ощущался острый дефицит квалифицированных специалистов, отсутствовала система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках, не было условий, стимулирующих приток в отрасль частных инвестиций и т. п. Недостаточно эффективная система государственного регулирования сферы туризма открыла возможности для недобросовестной конкуренции, нарушения прав потребителей.

РАТА (Российская ассоциация туристских агентств) была создана в Москве 25 июля 1993 г. для преодоления негативных тенденций в сфере туризма и поддержки туристского бизнеса в России. Ассоциация является добровольным некоммерческим объединением юридических лиц, занимающихся туристским бизнесом, и создана в целях координации их деятельности, обеспечения защиты их прав и представления общих интересов в государственных и иных органах, а также в международных организациях.

С 1997 г. РАТА - полноправный член Всемирной туристской организации (ВТО). РАТА имеет несколько региональных отделений: Северо-Западное (Санкт-Петербург), Ярославское, Тверское, Южно-Российское (Краснодар), Хабаровское, Приморское (Владивосток), а также представительства в Крыму (Симферополь) и Великобритании (Лондон).

РАТА насчитывает около 500 членов. В последнее время в структуре членов Ассоциации заметно возросла доля гостиниц, предприятий санаторно-курортного профиля, страховых компаний, рекламных агентств и туристской прессы. Появились компании, занимающиеся авиа- и автоперевозками.

В Ассоциацию входят 242 компании из 58 российских городов 26 субъектов Федерации.

При РАТА действуют Комитет по внутреннему туризму, комиссия по детскому и молодежному туризму, комиссия по вопросам страхования в туризме, а также комиссия по информационным технологиям в туризме.

Цели Ассоциации:

  • - защита коллективных интересов членов Ассоциации;
  • - влияние на выработку представительными и исполнительными органами власти РФ правовой, экономической и социальной политики, отвечающей профессиональным интересам членов Ассоциации, а также содействие ее эффективной реализации;
  • - противодействие монополизму в туристской деятельности;
  • - содействие развитию туристских предприятий, рынка туруслуг и цивилизованных рыночных отношений в России;
  • - защита интересов национальных производителей туристских услуг;
  • - содействие созданию благоприятных финансово-экономических условий для членов Ассоциации;
  • - представление интересов членов Ассоциации в туристских международных неправительственных организациях.

Для сравнения рассмотрим структуру управления туризмом отдельных европейских стран.


Таблица 2.1 Характеристика организации управления в ряде европейских стран

  1. Развитие туризма в Ленинградской области

    Дипломная работа >> Физкультура и спорт

    ... , «О туристской деятельности в субъекте Российской Федерации», «О поддержке развития туризма», «О развитии внутреннего и... органов государственной власти всех уровней: 1. Организовать работу по совершенствованию туристского законодательства РФ и субъектов ...

  2. Особенности формирования туристского рынка Свердловской области

    Дипломная работа >> Физкультура и спорт

    Структуры региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта РФ рекомендованы Федеральным Агентством по... , объектов паломнического туризма. Отсутствие органов управления туристской деятельностью на уровне подавляющего большинства муниципальных...

  3. Правовое обеспечение туристской деятельности (2)

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт

    К нецивилизованному развитию туристского рынка. Государство должно содействовать развитию туристской деятельности и создавать... с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении туристско -рекреационной деятельности в порядке...

  4. Государственное регулирование туристской деятельности (1)

    Реферат >> Физкультура и спорт

    Установленном законодательством РФ . Координацию туристской деятельности в РФ осуществляет федеральный орган исполнительной власти... развития туристской индустрии. Хотя во многих программах продекларировано, что для развития туризма и эффективного управления ...

  5. Правовое обеспечение туристской деятельности (3)

    Контрольная работа >> Физкультура и спорт

    Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех... региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта Российской Федерации» от... 10 Закона об основах туристской деятельности в РФ : Каждая из сторон...