Мониторинг окружающей природной среды презентация. Презентация на тему "мониторинг окружающей среды". Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Общие темы"

Слайд 1

Работу выполнила Закожурникова Олеся Ученица 10 класса МОУ СОШ №13

Экологический мониторинг

Слайд 2

Актуальность экологического мониторинга

Во всем мире наблюдается повышенный интерес со стороны общественности к состоянию природной среды. И это понятно: в 21 век мы вступили в условиях глобального экологического кризиса. Ухудшение экологической обстановки на Земле в целом и во многих промышленных странах во второй половине XX века привело к пересмотру экологических концепций охраны природы, поиску новых эффективных методов оценки загрязнения среды и состояния биоты на всех уровнях ее организации.

Слайд 4

Экологический мониторинг и его назначение

Экологический мониторинг - это система регулярных длительных наблюдений в пространстве и времени, дающая информацию о состоянии окружающей среды с целью оценки прошлого, настоящего и прогноза в будущем параметров окружающей среды, имеющих значение для человека. Сама система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником информации, необходимой для принятия экологически значимых решений.

Слайд 6

Актуальность общественного мониторинга природной среды

В РФ функции мониторинга выполняют различные ведомства, не связанные между собой. Это приводит к дублированию усилий, снижает эффективность всей системы мониторинга и затрудняет доступ к необходимой информации, как для граждан, так и для государственных организаций. Поэтому в 1993 году было принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая должна объединить возможности и усилия многочисленных служб для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды в Российской Федерации.

Слайд 7

В настоящее время работы по созданию ЕГСЭМ находятся на стадии проектов

Это делает проблему наблюдения за качеством природной среды достаточно актуальной. В этих условиях изучать состояние природной среды должен уметь каждый человек, поэтому к исследовательской работе надо приобщаться с раннего возраста, развивая навыки оценки качества окружающей среды и тем самым закладывая семена будущего общественного, народного мониторинга.

Слайд 9

Цель и гипотеза работы

Цель работы – познакомиться с биоиндикацией как с доступным и достоверным методом мониторинга, научиться использовать этот метод для оценки качества среды своей жизни. Я предполагаю, что определение состояния природной среды с помощью индикаторных организмов, несмотря на доступность метода, является достаточно сложным исследованием.

Слайд 11

Объект и субъект работы

Объектом учебного поиска является метод мониторинга и оценки состояния природной среды с помощью индикаторных организмов. Субъект исследования: популяция индикаторных растений - молодых сосен, произрастающих на экологической тропе в районе «Школьной горки».

Слайд 12

Этапы, задачи, методы и прогнозируемый результат работы:

I этап –поиск и отбор научной информации по теме «Биоиндикация– доступный и достоверный метод экологического мониторинга природной среды (сентябрь – октябрь 2009г.); II этап – написание реферата по теме: «Биоидикация как совокупность методов поиска информации об экосистеме», определение проблемы исследования (ноябрь 2009 г. - декабрь 2009 г.); III этап – выбор объекта и субъекта исследования, изучение методики комплексной оценки природной среды по хвойным деревьям, знакомство с результатами подобных практических работ в предыдущие годы (январь - февраль 2010 г.); IV этап – осуществление собственных наблюдений в природе (апрель - май 2010 г.); V этап – оформление результатов работы по теме «Оценка состояния популяции сосен на «Школьной горке» (май 2010 г.); VI этап – подготовка презентации по теме работы, размещение некоторых материалов практического исследования на сайте школы (июнь 2010 г.).

Слайд 13

«Биоидикация как совокупность методов поиска информации об экосистеме» (реферативная часть)

Реферат содержит четыре главы, которые раскрывают роль экологического мониторинга как многоцелевой информационной системы для государства, общества и конкретного человека. Основная часть реферата посвящена объяснению сущности биомониторинга, его методам, достоинствам и недостаткам. Кроме того, в этой части работы можно познакомиться с многообразием индикаторных организмов как объектов мониторинга.

Слайд 14

Выполнив реферат, я убедилась, что в комплексно – целевой системе экологического мониторинга биоиндикация играет важную роль, так как в конкретных условиях среды этот метод самый доступный и достоверный. Сообщество, по скорости развития, структуре и благополучию которого можно судить об общем состоянии среды, включая, ее естественные и искусственные изменения, называют индикаторным.

Слайд 16

Живые индикаторы

Биоиндикаторы - живые организмы, по наличию, состоянию и поведению которых можно судить о степени изменений окружающей среды, в том числе о присутствии загрязняющих веществ. Для исследований используются низшие и высшие растения, микроорганизмы, различные виды животных (норка, выдра, грызуны и др.). Особенно чуткими индикаторами загрязнения воздуха служат лишайники и мхи.

Слайд 18

В качестве организмов-индикаторов используют

Бактерии Водоросли, мхи, папоротникообразные Беспозвоночные животные (инфузории, ракообразные, моллюски). По дикорастущим растениям можно судить о характере и состоянии почвы, ибо среда обитания растений определяется такими свойствами почв, как влагоемкость, структурность, плотность, температура, содержание кислорода, питательных веществ, тяжелых металлов и солей.

Слайд 20

Преимущества биоиндикации

Живые индикаторы имеют существенные преимущества, устраняя порой применение дорогостоящих и трудоемких физико-химических методов для определения степени загрязнения внешней среды. Они суммируют все без исключения биологически важные данные о загрязнителях, указывают скорость происходящих изменений, пути и места скоплений в экосистемах различного рода токсикантов, а также позволяют судить о степени вредности тех или иных веществ для живой природы и человека. В то время как приборы измерительных станций определяют лишь те вещества, для которых они предназначены.

Слайд 22

Методы биоиндикации

Для оценки значимости факторов среды на живые организмы существует множество методов биоиндикации. Учеными разработаны такие методы как: сравнение популяций с универсальными стандартами; сравнение величины воздействия фактора с усредненными значениями данного параметра для рассматриваемой местности; оценка степени загрязнения по составу бионтов; биотестирование или использование в контролируемых условиях биологических тест - объектов для выявления и оценки действия факторов.

Слайд 24

Выводы по реферату

Подчеркивая всю важность биоиндикационных исследований, необходимо отметить, что биоиндикация предусматривает выявление уже состоявшегося или происходящего загрязнения окружающей среды по функциональным характеристикам особей и экологическим характеристикам сообществ организмов. Постепенные изменения видового состава формируются в результате длительного отравления экосистем, и явными они становятся в случае далеко идущих изменений. Видовой состав индикаторных организмов служит итоговой характеристикой токсикологических свойств среды за некоторый промежуток времени и не дает ее оценки на момент исследования.

Слайд 25

Оценка состояния популяции сосен на «Школьной горке» (практическое исследование)

Практическая часть работы обосновывает актуальность локального фитомониторинга в рекреационной зоне поселка Черемухово, знакомит с методикой и результатами визуальной оценки качества природной среды по индикаторному растению – сосне.

Слайд 27

Актуальность локального фитомониторинга в рекреационной зоне поселка Черемухово

Одно из тревожных явлений последних лет в жизни леса – усыхание древесных культур. Этот новый вид разрушений лесных экосистем получил название «экологический стресс». Причиной «экологического стресса» деревьев является целый комплекс природных и антропогенных условий. Деревья, перенесшие «экологический стресс», находятся в кризисном состоянии. Этот кризис проявляется у них в аномалиях и нарушениях роста и развития. Экосистема начинает деградировать и, в конце концов, погибает. Деградация лесных массивов в самых разных регионах мира привела к расширению и углублению биоиндикационных исследований. Цель этих наблюдений – выявление причин усыхания лесов по индикаторным проявлениям деревьев.

Слайд 29

«Школьная горка» –место для учебных исследований

«Школьная горка» - один из наиболее привлекательных объектов, расположенных на экологической тропе в рекреационной зоне нашего поселка. Долгие годы горка была излюбленным местом отдыха школьников и зимой, и летом. С вершины этого холма виден весь поселок, как на ладони. Именно отсюда выпускники школы на всю жизнь запоминали образ малой родины. Более 8 лет «Школьная горка» - место для учебных экскурсий и исследования природы родного края.

Слайд 31

Цель моей практической работы

Оценка популяции сосен, растущих на территории «Школьной горки» и выявление динамики состояния деревьев за 7 лет, как показателя экологического благополучия (неблагополучия) природной среды.

Слайд 32

Этапы, задачи и методы практической работы

1 этап (март 2010г.) – знакомство с методиками визуальной оценки состояния хвойного дерева, используемыми традиционно на экологических экскурсиях; 2 этап (апрель и июнь 2010г.) – апробирование методик фитотестирования сосны как индикаторного растения; 3 этап (май 2010г.) – обобщение результатов биоиндикации сосен на территории «Школьной горки», выполненной учащимися 11А класса; 4 этап (июнь 2010г.) – сравнительный анализ результатов фитотестирования популяции сосен в динамике за последние 7 лет и формулирование выводов

Слайд 33

Результаты фитомониторинга и выводы по ним

Слайд 34

Результат №1. Краткое описание методик оценки состояния хвойных деревьев.

Во время экскурсий по экологической тропе, проводим изучение популяций сосен на разных площадках, используя методику «Визуальное обследование состояния растений – индикаторов». Автор этой методики Винокурова Н.Ф.. Суть её заключается в том, что растения сосны чувствительны как к атмосферным загрязнителям, так и к почвенным.

Слайд 35

Видимыми признаками повреждения растений являются не только усыхание и некроз сосновой хвои, но и другие признаки:

изреживание кроны из-за преждевременного сбрасывания хвои; сухость и безжизненность коры; красно- коричневая суховершинность; выступление смолы на ветвях и стволах в охвоенной области кроны; извитость древесного стебля.

Слайд 37

Для определения тяжести «экологического стресса», который переносит древесная растительность, используем шкалу визуальной оценки

Шкала составлена в соответствии с требованиями санитарных правил в лесах Российской Федерации. Автор методики «Оценка загрязнения среды по состоянию хвои сосны» – Ерохина В.И.(1987г.). Особенность этой методики в том, что для исследования используются хвоинки сосны предыдущего года, взятые в разных местах (с разных молодых деревьев пробной площадки).

Слайд 38

Алгоритм фитотестирования:

Выбираем несколько молодых сосен и осматриваем их хвою на побегах предыдущего года. Подсчитываем хвоинки одного – двух таких побегов. Отрываем хвоинки с признаками усыхания с этих побегов. Обследуем их на предмет усыхания хвои, пользуясь оценочной шкалой: 1 класс – нет сухих участков; 2 класс – усохли кончики хвоинок; 3 класс – усохла треть длины хвоинок; 4класс – вся хвоинка желтая или большая ее часть сухая.

Слайд 39

Классы усыхания хвоинок

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

Слайд 40

Отрываем хвоинки с признаками некроза с этих же побегов Обследуем их на предмет некроза, пользуясь оценочной шкалой: 1 класс - хвоинки без пятен; 2 класс - хвоинки с небольшим числом мелких пятен; 3 класс - хвоинки с многочисленными черными и желтыми пятнами, мелкими и крупными.

Слайд 41

Классы некроза хвоинок

Слайд 42

Делаем вывод о состоянии иммунитета сосновых деревьев и степени загрязнения природной среды на конкретном участке, сравнивая полученные данные с усредненными значениями. Описанные методики биоиндикации сосны дополняют друг друга наиболее оптимально, позволяют делать оценку состояния иммунитета растений и качества окружающей среды.

Слайд 43

Результат №2. Оценка иммунного состояния популяции молодых сосен в районе «Школьной горки»

Слайд 44

1. Визуальная оценка популяций сосен на разных пробных площадках экологической тропы позволила определить район « Школьной горки» как самый неблагополучный

Видимыми признаками этого неблагополучия являются следующие повреждения деревьев: У многих деревьев произошло изреживание кроны (под молодыми соснами наблюдаем преждевременно сброшенную зелёную, но сухую хвою). На молодых ветках диагностируется сухость и безжизненность коры по изменению её цвета. Отдельным растениям характерна красно- коричневая суховершинность (красно-коричневый некроз хвои привёл к развитию боковых ветвей сосны). На стволах в охвоенной области кроны произошло выступление смолы. Этот признак наиболее ярко выражен именно в этой популяции сосен. Извитость древесного стебля у отдельных сосен старшего возраста - признак перенесенного ими в прошлом вирусного заболевания.

Слайд 45

2. Статистический анализ данных, полученных в ходе собственных исследований на территории «Школьной горки»

Фитотестирование проведено у 2 сосен. Обследовано хвоинок - 314 (100%) Усыхание хвоинок составило – 8% Некроз диагностирован у 11% хвоинок Иммунное неблагополучие хвоинок на побегах первого года жизни у этих сосен составило - 19%


Подписи к слайдам:

По данным инвентаризации объектов захоронения и хранения отходов на территориях города и 439 населенных пунктов Астраханской области выявлено более 440 свалок отходов, из которых около 300 - несанкционированных, 7 полигонов отходов, из них 6 полигонов ТБО и 1 полигон промышленных отходов. Общая площадь земель, занятых свалками, составляет 634 га, полигонами - 65 га. Из общего количества несанкционированных свалок в г. Астрахани имеется 91 свалка. Общая площадь земель, занятых несанкционированными свалками отходов - 182,4 га, в т.ч. в г. Астрахани - 63,0 га.
На несанкционированных свалках размещаются твердые бытовые отходы, отходы из жилищ, формируемые населением, отходы потребления на производстве подобные бытовым, мусор уличный, выборочно мусор строительный и металлолом.
Количество отходов, накопленных на санкционированных свалках, составляет 282,2 тыс. т, несанкционированных - 47,7 тыс. т., на полигонах ТБО и отходов производства 2677 тыс. т.

Экологический мониторинг окружающей среды с.
Мултаново
.
Село
Мултаново
раскинулось на одном из живописных уголков природы, в дельте реки Волги. Наш край привлекает своей красотой и рыбным богатствам. С наступлением весны к нам приезжают люди с палатками из разных городов отдыхать и порыбачить. И очень важно, чтобы каждый из нас научился ценить эту красоту, беречь её, приумножить богатство края.
Экологические проблемы моего села те же, что и везде. Это первую очередь, загрязнение территории села. С ранней весны и до поздней осени в окрестностях села можно увидеть не только красивые цветы, но и целые свалки мусора. Жители села выбрасывают отходы где попало: сзади домов, на берегу реки, на дороги.
Ещё одна проблема – это загрязнение воды бытовыми отходами. Каждый человек в быту использует воду для различных целей: для питья, приготовления пищи, стирки, мойки. При этом он загрязняет воду различными веществами.

СОДЕРЖАНИЕ
1.Эппиграф. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Основные источники загрязнения окружающей среды
г. Астрахани. . . . . . . . . . . . . . 4 – 9
3. Основные источники загрязнения окружающей среды
Володарского района. . . . . . . . . . . . . . .10 – 12
4. Основные источники загрязнения окружающей среды
с.
Мултаново
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .13-14
5. Моё отношение. . . . . . . . . . . . . . . . .15
6.Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . .16
На территории г. Астрахань на несанкционированных свалках накоплено 30,8 тыс. т отходов. В Правобережной части города вновь создалась напряженная экологическая обстановка, связанная с отсутствием площадей под размещение твердых промышленных и бытовых отходов. Аналогичное положение в ближайшие 1-2 года возможно сложится и в Левобережной части города, так как существующий полигон твердых бытовых отходов, расположенный в пос.
Фунтово
Приволжского района, может принимать отходы до 2006 г.
Неблагоприятная экологическая ситуация сложилось с утилизацией жидких нечистот и
хозбытовых
сточных вод из выгребных ям
неканализованной
части города, размещаемых в настоящее время на иловых (сливных) картах южных очистных сооружениях биологической очистки канализации. В данное время требуется их ликвидация и строительство сливных насосных станций в соответствии с требованиями строительных норм и правил.
Главные источники загрязнения атмосферы -- промышленные, транспортные и бытовые выбросы.
Ежегодно промышленность и транспорт Астраханской области выбрасывают в атмосферу около 200 тысяч тонн загрязняющих веществ. Это означает, что на одного жителя области в среднем приходится до 200 кг загрязнений. Значительная часть выбросов в атмосферу области (около 60%) приходится на предприятие
«
Астраханьгазпром
»
.
Для того, чтобы защитить людей и другие организмы от воздействия загрязнителей, устанавливают предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в природной среде.
В балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения доля поверхностных вод составляет 100 %. Запасы пресных подземных вод на территории МО «Поселок Володарский» не разведаны.
Качество волжской воды ниже Волгоградского водохранилища и водотоков, формирующих дельту Волги, зависит от степени загрязнения вод, сбрасываемых в нижний бьеф Волгоградского гидроузла.
В 2002 году по данным АЦ ГМОС наиболее загрязненными были воды рукава
Бузан
, по состоянию которых этот рукав был отнесен в категорию кризисной экологической ситуации (2 градация из 5) или очень высокой степени экологического неблагополучия (I градация из 3).
Территории характеризуется загрязнением водных ресурсов, истощением рыбных запасов, общим засолением почв (обвалованная территория).
Современные физико-геологические процессы на территории (эрозионная деятельность рек, затопление территории паводковыми водами, подтопление грунтовыми водами,
просадочные
явления и другие) требуют осуществления специальных инженерных мероприятий
.
Презентация на тему

«Экологический мониторинг окружающей среды
с.
Мултаново
».
Выполнила ученица 11 класса
МБОУ «
Мултановская
СОШ»
Джалмукашева
Динара.
Руководитель: учитель географии
Кулушев
И. К.
2013 год
Список используемой литературы:
1.

Бернард Небел. Наука об окружающей среде (В 2х томах), М.: Мир,

1993
2. Информационное агентство
«
ВолгаИнформ
»
//1.12.04
3.
Радзевич
Н.Н.,
Пашканг
К.В. Охрана и преобразование природы. - М.: Просвещение, 1986.
4. Экология, окружающая среда и человек/под ред. Ю.В.Новикова. Издательско-торговый дом
«
Гранд
»
, Москва, 1998
Основные источники загрязнения атмосферного воздуха
- ООО

Астраханьгазпром

, ООО

Астраханьэнерго

.
Основные источники загрязнения водных объектов -
ЖКХ г. Астрахань, морской транспорт
В области отмечается низкое качество возвратных вод, сбрасываемых в открытые водоемы предприятиями -
природопользователями
. Наиболее часто отмечается превышение по таким ингредиентам как азот аммония, азот нитритов, азот нитратов, нефтепродукты, железо, медь. Проверены сбросы 26 предприятий, 43 очистных сооружений канализации и водопроводов, 4 рыбоводных предприятий, 6
ливнево-дренажных
канализаций.
В атмосферу от стационарных источников поступило 118,5 тыс. т загрязняющих веществ, в том числе в г. Астрахань - 9,2 тыс. т.
Основным загрязнителем воздушного бассейна области является предприятие ООО “
Астраханьгазпром
” - его выбросы составляют 102 тыс. т или 86% от областного объема. Увеличение валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятии ООО “
Астраханьгазпром
” по сравнению с 2002 г. на 3,2 тыс. т связано с увеличением объемов переработки пластового газа.
Источниками техногенных выбросов в атмосферу на территории МО «Поселок Володарский» являются отопительные котельные, автотранспорт и обслуживающие его объекты, промышленные и пищевые предприятия, объекты дорожной ремонтно-строительной службы.
Источниками
шумового и иного воздействия служат проходящие по территории муниципального образования автомобильные дороги, расположенные в жилой зоне поселка, трансформаторы,
электроподстанций
.
Источниками загрязнения поверхностных и подземных вод являются площадки промпредприятий с неорганизованным сбором
промливневых
стоков, причальные сооружения и речной флот, выгребные ямы на территории населенных мест, объекты размещения канализационных стоков и нечистот (поля фильтрации), площадки складирования навоза.
Экологически опасными объектами являются расположенные в
водоохранной
зоне реки Чурки и в границах жилой застройки асфальтобетонный завод ГП ОА «
Володарское
», производственная база ОАО «
Астраханьавтодор
», ООО РПСК «
Держава-Шиппинг
» (рыбоконсервный
завод
), производственная зона ВЧ 2349 ПС ФСБ РФ.
Большая часть производственных объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние атмосферного воздуха, находится в селитебной зоне пос. Володарский. Санитарно-защитные зоны
промплощадок
в основном не организованы, в границах СЗЗ расположена жилая застройка.
Величина атмохимической нагрузки на территории муниципального образования достигает 14,0 тонн выбросов /км
2
в год, что значительно превышает средний показатель по району.
Источником воды для водоснабжения населения МО «Володарский сельсовет» служит пр. Чурка в месте разветвления р.
Бузан
. Вода перед подачей потребителям проходит очистку на водопроводных очистных сооружениях, расположенных в с. Козлово.
Основные источники загрязнения окружающей среды
г. Астрахани.
Главная геофизическая обсерватория им. Войкова ежегодно проводит исследования замеров воздуха с помощью Федеральной государственной метеорологической службы «Росгидромет» в 260 городах России. По результатам исследований составляется так называемый приоритетный список городов с самым высоким уровнем загрязнения воздуха. По сравнению с прошлым годом «черный список» существенно изменился. В него попали наши ближайшие соседи: Волгоград, Ставрополь, Ростов-на-Дону, причем столица Южного федерального округа оказалась в первой десятке этого списка. Как нас заверили в областном центре по гидрометеорологии, Астрахани пока не грозит занесение в «черный список». Конечно, нашу область нельзя отнести к числу самых чистых городов, но положение у нас достаточно стабильное. За последние пять лет уровень загрязнения воздуха существенно не изменился и даже имеет тенденцию снижения по некоторым загрязнителям. Контроль за качеством воздуха носит систематический характер.
Закройте глаза и представьте такую картину: вы на берегу чистой речки, на зеленой лужайке, вдыхаете аромат свежего воздуха, подбегаете босиком к реке и, прильнув к ней губами, жадно пьете вкусную прохладную воду. А теперь откройте глаза, оглянитесь вокруг и скажите, где вы можете наяву увидеть подобное. Наши реки, лужайки, леса, воздух испытали такое тлетворное влияние цивилизации, что пора бить тревогу. Разумный человек уже давно не рискнет напиться из реки или озера, пройтись босиком по берегу. Горы мусора, свалки, деревья с гирляндами полиэтиленовых пакетов - вот и вся красота окружающей природы.
Удивительно, как мы выживаем в таких условиях. Ведь воздух и вода содержат такую гремучую смесь тяжелых металлов и других вредных для здоровья компонентов, что превышает все мыслимые и немыслимые нормы. Даже пребывая в туристических зонах родной страны, мы испытываем разочарование, так как «Цивилизация» делает свое «черное дело» и здесь.
Почему человечество столь беспечно? Создается ощущение, что большинство живет по принципу «а после нас хоть потоп». Сколько ужасных ошибок допущено, сколько произошло глобальных катастроф. И ничему это нас не учит.
Та экологическая работа, которая проводится сейчас - лишь жалкое подобие необходимой деятельности. А ведь это несложно - жить в гармонии с природой, отвечать благодарностью и заботой на ее дары.
Нельзя допустить, чтобы люди
направляли на свое собственное
уничтожение те силы природы,
которые они сумели открыть и покорить.
Ф.
Жолио-Кюри
Вырубаете леса - посадите молодняк, потребляете воду - очистите реки. На практике же получается, что мы плюем в колодец, из которого сами же и пьем. В результате мы имеем высокую смертность, низкий уровень здоровья, отсутствие элементарной культуры у большого процента населения (где живу, там и сорю). А исправлять допущенные ошибки с каждым годом все сложнее и сложнее. Для очистки только нескольких метров водоема необходимо столько денежных затрат, что хватило бы для строительства одноэтажного дома. Не хватает природе хозяйской руки, которая бы уберегла, защитила от технологических «монстров».
Не отдаляйтесь от своей матери - природы, а то возвращаться «блудным детям» будет некуда. Пусть экологический набат прозвучит в сердце каждого. Начинайте бороться за выживание уже сегодня. Вместе мы сможем многое, но только вместе.
Моё отношение.

Источники загрязнения окружающей среды
Володарского района.
Загрязнение природной среды Астраханской области, включая территорию МО «Поселок Володарский», обусловлено ее физико-географическим положением в низовье реки Волги, являющемся аккумулятором загрязнений, поступающих с вышележащих территорий.
Основной объем загрязняющих веществ (до 99,0%) на территорию области поступает с транзитным стоком волжских вод. Значительный вклад в загрязнение поверхностных вод р. Волги, ее рукавов и протоков, в т.ч. и расположенных на территории Володарского района, вносит региональный фактор: в поверхностные водотоки сбрасываются недостаточно очищенные канализационные сточные воды, загрязненные
промливневые
стоки с площадок предприятий, территории населенных пунктов.
Схемой территориального планирования Астраханской области (ЮРГЦ, 2006 год) экологическая ситуация в целом по Володарскому району оценивается как напряженная.
«Есть такое твердое правило Встал поутру, умылся, привел себя в порядок
И сразу же приведи в порядок свою планету».
С.
Экзюпери
.
Еще в давние времена народная мудрость вывела формулу взаимосвязи поведения человека по отношению к воде. В народе это взаимосвязь определена на пословицей: «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться». Она отражает зависимость будущих последствий от нынешних последствии загрязняющих воду. Мы должны помнить, что всегда будет необходимость в чистой воде, чтоб потом не пришлось жалеть о своих действиях, надо беречь воду и не допускать её загрязнения сегодня.
Мы, учащиеся, чтобы помочь своему селу, устраиваем субботники: убираем территории села школы. Берег реки помогаем ветеранам, весной сажаем деревья.

Мониторинг качества
образования.
Достоинства и
недостатки.

Под мониторингом следует понимать систему
постоянного сбора данных о наиболее
значимых характеристиках качества
образования, их обработку, анализ и
интерпретацию с целью обеспечения
общества и системы образования достоверной,
достаточно полной и дифференцированной по
уровням использования информацией о
соответствии процессов и результатов
образования нормативным требованиям,
происходящих переменах и прогнозируемых
тенденциях.

К составляющим мониторинга относятся:
объекты и субъекты образовательного
процесса,
комплекс показателей качества
образования,
инструментарий,
базы данных для накопления
информации,
методики анализа, переработки и
интерпретации информации,
программно-инструментальные средства
обработки данных.

Ведущими функциями
мониторинга в образовании
являются:
информационная,
диагностическая,
сравнительная,
прогностическая.

Основная сфера
практического применения
мониторинга -
информационное обеспечение
управления качеством
образования, осуществляемого
различными методами, в том
числе и прямым
административным
вмешательством.

Условия эффективного
проведения мониторинга:
- использование системного подхода,
обеспечивающего слаженную работу
механизма по сбору, обработке,
анализу и интерпретации
информации;
- сочетание количественных и
качественных методов измерения;
- репрезентативная совокупность
показателей мониторинга, учет
различных, в том числе и косвенно
влияющих на результаты обучения,
факторов;
- корректная интерпретация данных
мониторинга с учетом различных
влияний и связей между
показателями;
- репрезентативность выборочных
совокупностей учащихся;
- привлечение к проведению
мониторинга квалифицированных
специалистов;
- использование качественного
инструментария и современного
программного обеспечения для
обработки;
- методическая и финансовая помощь
со стороны органов управления
образованием разного уровня.

Виды мониторинга
В основу классификации видов мониторинга
могут быть положены разные основания:
цели проведения мониторинга; его
основные функции; область применения
данных; инструментарий; модель или
технология проведения мониторинга и др.
Классификация видов мониторинга по
основными функциями:
информационный,
диагностический,
сравнительный,
прогностический.

Информационный мониторинг
Сбор, накопление, анализ, структуризация и
интерпретация данных по выделенной совокупности
показателей при условии, что анализ носит не
сопоставительный или прогностический, а
констатирующий характер.
Отличительной чертой информационного мониторинга
является отсутствие анализа эффектов связи и
взаимного влияния показателей, сопоставления
результатов мониторинга на различных уровнях
управления качеством образования, выявления
тенденций в образовании и прогнозирования их
влияния на качество образования.

Диагностический мониторинг
Предназначен для определения того, как
справляются с различными темами или
разделами учебного плана большинство
учащихся.
Преподаватели выявляют проблемы
усвоения учебного материала и
осуществляют деятельность по
диагностическому мониторингу на уровне
класса.
В районе диагностические системы
мониторинга нацелены на определение
отдельных слабо усвоенных умений и
навыков.

Сравнительный мониторинг
Специфический анализ данных, который
направлен на сопоставление
количественных оценок по совокупности
показателей для регионов, областей,
районов, школ, отдельных
преподавателей и других участников
образовательной деятельности.
Сравнения проводятся либо по вертикали
(территории, регионы, образовательные
учреждения), либо по горизонтали
(рейтинг школьников, рейтинг территорий
и т.д.).

Прогностический мониторинг
Предназначен для выявления и
предсказания позитивных и негативных
тенденций в развитии образовательных
систем.
Он очень важен для решения
управленческих задач в образовании,
связанных с формированием социального
заказа и соответствующих потенциалу
системы образования.

Достоинства и недостатки
мониторинга
Совокупность показателей мониторинга всегда
согласована с наиболее общими тенденциями в
образовании, выработанными руководством страны
и органами управления образованием. В этой связи
сбор обширного количества данных и накопление
описательной статистики не только важны для
образования, но и имеют политический смысл.
Статистика, описывающая состояние системы
образования, может использоваться для
демонстрации потребности в образовательных
реформах, служить доказательством плохой работы
предыдущего управленческого состава в
образовании или показывать преимущества
проводимых в государстве реформ.Достоинства и недостатки
мониторинга
Некоторые критики систем мониторинга
утверждают, что аналитики специально выбирают
для сообщения нужную информацию, которая
зависит от политических целей в образовании и
способствует усилению централизованного
контроля со стороны органов управления
образованием.
Проведение сравнительного мониторинга связано
со сбором дополнительной информации по ряду
показателей, находящихся вне сферы влияния
школ, но требующих учета при проведении
межшкольных, межрайонных и других сравнений
(социальные и экономические особенности региона
или района, организационные механизмы
формирования состава школ и др.).

Спасибо за
внимание!!!

- информационная система
наблюдений, оценки и прогноза
изменений в состоянии окружающей
среды, созданная с целью выделения
антропогенной составляющей этих
изменений на фоне природных
процессов

Система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию:

о состоянии окружающей среды;
о причинах наблюдаемых и вероятных
изменений состояния (т.e. об
источниках и факторах воздействия);
о допустимости изменений и нагрузок
на среду в целом;
о существующих резервах биосферы.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. определяет экологический мониторинг в РФ как комплексную систему наблюде

Федеральный закон «Об охране
окружающей среды» от 10 января
2002 г. определяет экологический
мониторинг в РФ как
комплексную систему наблюдений за
состоянием окружающей среды, оценки и
прогноза изменений состояния
окружающей среды под воздействием
природных и антропогенных факторов.

Блок-схема системы мониторинга

Мониторинг включает три основных направления деятельности:

наблюдения за факторами воздействия
и состоянием среды;
оценку фактического состояния среды;
прогноз состояния окружающей
природной среды и оценку
прогнозируемого состояния.

Цель экологического мониторинга – информационное обеспечение управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью,

Цель экологического мониторинга – информационное
обеспечение управления природоохранной
деятельностью и экологической безопасностью, для этого
необходимо решить ряд вопросов:
каково состояние природной среды в
рассматриваемый отрезок времени в сравнении с
предшествующим техногенезу состоянием (в
относительной или абсолютной форме) и какие
изменения (положительные, отрицательные)
ожидаются в природной среде в прогнозируемый
отрезок времени;
в чем причины происшедших изменений и
возможных изменений в будущем (в том числе
нежелательных, губительных, критических) и что
явилось, является или будет являться источником
этих изменений (как правило, вредных техногенных
воздействий);

какие воздействия на данную локальную природную
среду, определяемые исходя из выработанной для
данного случая критериальной основы оценок функции
«полезности – вредности», являются вредными
(нежелательными или недопустимыми);
какой уровень техногенных воздействий, в том числе в
совокупности с естественными или стихийными
процессами и воздействиями, происходящими в
рассматриваемой природной среде, является
допустимым для природной среды и отдельных ее
компонентов или комплексов (ценозов) и какие
резервы имеются у природной среды для
саморегенерации состояния, адекватного исходному,
принятому за состояние экологического баланса;
какой уровень техногенных воздействий на природную
среду, отдельные ее компоненты и комплексы
является недопустимым или критическим, после
которого восстановление природной среды до уровня
экологического баланса является неосуществимым.

Классификация экологического мониторинга

Приоритетные направления мониторинга
Объект мониторинга
1. Территория
Высший приоритет
Города
Водные бассейны, объекты питьевого
водоснабжения
Места нерестилищ рыб
2. Среда (компонент
экосистемы)
Атмосферный воздух
Пресноводные водоемы
3. Ингредиенты
загрязнения:
для воздуха
для воды
4. Источники
загрязнения (в городах)
Пыль, двуокись серы, тяжелые металлы
(ртуть), окиси азота, окиси углерода,
бенз(а)пирен, пестициды
Биогенные продукты, нефтепродукты,
фенолы
Автомобильный транспорт, тепловые
электростанции, предприятия цветной
металлургии

Определение приоритетов основывается на свойствах загрязнителей и возможности организации наблюдений и проводится по следующим критери

Определение приоритетов основывается на
свойствах загрязнителей и возможности
организации наблюдений и проводится по
следующим критериям:
размер фактического или возможного эффекта на здоровье и
благополучие человека, на климат или экосистемы;
склонность к деградации в окружающей природной среде и
накоплению в человеке и пищевых цепях;
возможность химической трансформации в физических и
биологических системах, в результате чего вторичные (дочерние)
вещества могут оказаться более токсичными или вредными;
мобильность, подвижность загрязняющих веществ;
фактические или возможные тенденции концентрации в окружающей
среде и (или) в человеке;
частота и (или) величина воздействия;
возможность измерений;
значение для оценки состояния окружающей среды;
пригодность с точки зрения всеобщего распространения для
равномерных изменений в глобальной или субрегиональной
программах.

Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС - GEMS)

Основные положения и цели программы ГСМОС были
сформулированы в 1974 году на Первом
межправительственном совещании по мониторингу.
Первоочередной задачей была признана организация
мониторинга загрязнения окружающей природной среды
и вызывающих его факторов воздействия.
Реализуется на нескольких уровнях:
импактном (изучение значимых воздействий в локальном
масштабе - И);
региональном (проявление проблем миграции и
трансформации загрязняющих веществ, совместного
воздействия различных факторов, характерных для экономики
региона и трансграничного переноса - Р);
фоновом (на базе биосферных заповедников, где исключена
всякая хозяйственная деятельность - Ф).

Программа
Региональный
импактного
мониторинг
(локального)
исследует
мониторинга
состояние
может быть
окружающей
направлена
среды в
на изучение
пределах того
на изучение
или иного
сбросов или
региона.
выбросов
конкретного
предприятия.
Фоновый
мониторинг,
осуществляемый в
рамках
международной
программы "Человек
и биосфера", имеет
целью зафиксировать
фоновое состояние
окружающей среды,
что необходимо для
дальнейших оценок
уровней
антропогенного
воздействия.

Классификация загрязняющих веществ по классам приоритетности,
принятая в системе ГСМОС
Kласс
Загрязняющее вещество
Среда
1
Диоксид серы, взвешенные частицы
Радионуклиды
Озон
Воздух
Пища
Воздух
Хлорорганические соединения и диоксины
Кадмий
Нитраты, нитриты
Оксиды азота
Ртуть
Свинец
Диоксид углерода
Оксид углерода
Углеводороды нефти
Фториды
Асбест
Мышьяк
Микробиологические загрязнения
Реакционноспособные загрязнения
Биота, человек
Пища, вода, человек
Вода, пища
Воздух
Пища, вода
Воздух, пища
Воздух
Воздух
Морская вода
Пресная вода
Воздух
Питьевая вода
Пища
Воздух
2
3
4
5
6
7
8
Тип программы
(уровень мониторинга)
И,Р,Ф
И, Р
И(тропосфера),
Ф (стратосфера)
И,Р
И
И
И
И, Р
И
Ф
И
Р, Ф
И
И
И
И, Р
И

ГСМОС основывается на системах национального мониторинга, которые
функционируют в различных государствах согласно как международным
требованиям, так и специфическим подходам, сложившимся исторически
или обусловленным характером наиболее остро стоящих экологических
проблем.
Международные требования, которым должны удовлетворять
национальные системы-участники ГСМОС, включают единые принципы
разработки программ (с учетом приоритетных факторов воздействия),
обязательность наблюдений за объектами, имеющими глобальную
значимость, передачу информации в Центр ГСМОС.
На территории СССР в 70-е годы на базе станций Гидрометeослужбы
была организована Общегосударственная служба наблюдений и контроля
состояния окружающей среды (ОГСНК), построенная по иерархическому
принципу.

В 1993 году было принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая как центр единой науч

В 1993 году было принято решение о создании Единой государственной
системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая как центр единой
научно-технической политики в области экологического мониторинга
должна обеспечивать:
координацию разработки и выполнения программ
наблюдений за состоянием окружающей среды;
регламентацию и контроль сбора и обработки
достоверных и сопоставимых данных;
хранение информации, ведение специальных банков
данных и их гармонизацию (согласование,
телекоммуникационную связь) с международными
эколого-информационными системами;
деятельность по оценке и прогнозу состояния объектов
окружающей природной среды, природных ресурсов,
откликов экосистем и здоровья населения на
антропогенное воздействие;
доступность интегрированной экологической
информации широкому кругу потребителей.

Поток информации в иерархической системе ЕГСЭМ

Министерство охраны
окружающей среды и природных
ресурсов РФ
Госкомгидромет РФ
Общегосударственная служба наблюдения и контроля за
загрязнением природной среды (ЕГСЭМ)
Наблюдение и контроль за
состоянием природной среды
атмо
сфе
ра
гидросфера
поверх
ностны
е воды
суши
почв
ы
поверхн
остные
воды
морей и
океанов
1460
4000
1300
наблюдатель наблюдател станций
ных постов ьных
пунктов
Оценка
эффект
ивности
природо
охранны
х
меропри
ятий
Прогноз
изменен
ия
качеств
а
компоне
нтов
природн
ой
среды
1750
наблюдатель
ных пунктов
Структура и функции ЕГСЭМ
Обеспечени
е
организаци
йи
учреждений
оперативно
йи
режимной
информаци
ей о
качестве
природной
среды

Система импактного мониторинга должна накапливать и анализировать детальную
информацию о конкретных источниках загрязнения и их воздействии на окружающую среду.
В сложившейся в РФ системе сведения о деятельности предприятий и о состоянии среды в
зоне их воздействия по большей части усреднены или основаны на заявлениях самих
предприятий. Большая часть доступных материалов отражает характер рассеяния
загрязняющих веществ в воздухе и в воде, установленный с помощью модельных расчетов, и
результаты замеров (ежеквартальных - по воде, ежегодных или более редких - по воздуху).
Состояние окружающей среды достаточно полно описывается лишь в крупных городах и
промышленных зонах.
В области регионального мониторинга наблюдения ведутся в основном Росгидрометом,
имеющим разветвленную сеть, а также некоторыми ведомствами (агрохимслужба
Минсельхозпрода, водно-канализационная служба и др.)
Существует сеть фонового мониторинга, осуществляемого в рамках программы MAB (Man
and Biosphere).
Практически не охваченными сетью наблюдений остаются малые города и многочисленные
населенные пункты, подавляющее большинство диффузных источников загрязнения.
Мониторинг состояния водной среды, организованный, прежде всего, Росгидрометом и, до
некоторой степени, санитарно-эпидемиологическими (СЭС) и коммунальными (Водоканал)
службами, не охватывает подавляющее большинство малых рек. В то же время известно, что
загрязнение больших рек в значительной части обусловлено вкладом разветвленной сети их
притоков и хозяйственной деятельностью в водосборе. В условиях сокращения общего числа
постов наблюдений очевидно, что государство в настоящее время не располагает ресурсами
для организации сколько-нибудь эффективной системы мониторинга состояния малых рек.

Слайд 2

2 Тезисы выступления по данному вопросу базируются на материалах доклада Руководителя Росгидромета А.И. Бедрицкого «О мониторинге загрязнения окружающей среды, проводимом Росгидрометом, и об использовании результатов мониторинга структурными подразделениями Минприроды России, подведомственными федеральными службами и агентствами»на заседании 17 апреля 2009 г.Консультативного совета при Министре природных ресурсов и экологии РФ.

Слайд 3

3 О полномочиях и обязанностях в области мониторинга загрязнения окружающей среды Органы государственной власти РФ - установление порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга); - формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы. Органы государственной власти субъектов РФ - участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта РФ. ФЗ «Об охране окружающей среды» - «окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов»; - «компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство…»; - «государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) осуществляется…в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в т.ч.за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды» Водный кодекс РФ (ст. 39), ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 23), ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст. 12) Обязывают владельцев соответствующих объектов проводить наблюдения (мониторинг) за состоянием окружающей среды в зоне воздействия этих объектов

Слайд 4

Общая организационно-структурная схема информационного обеспечения в сфере окружающей среды

4 Органы государственной власти Российской Федерации Органы государственной власти субъектов РФ Отрасли экономики Население Государственные доклады о состоянии: 1. Окружающей природной среды 2. Минерально-сырьевой базы 3. Водных ресурсов 4. Земельных ресурсов 5. Лесных ресурсов 6. Рыбных ресурсов Реестры природных ресурсов Государственные доклады: 1. О состоянии здоровья населения 2. О санитарно-эпидемиоло- гической обстановке Доклады и информация: 1. О фактическом состоянии и ожидаемых изменениях в параметрах погодно-климатической системы 2. О неблагоприятных факторах (в т.ч. загрязнении) природной среды, влияющих на экономику, безопасность населения и устойчивость экосистем Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Оценка и прогноз состояния природных ресурсов, объектов животного и растительного мира и устойчивости экосистем A,C Оценка и прогноз состояния здоровья населения B,C Оценка и прогноз состояния природно-климатической системы и загрязнения компонентов окружающей среды (атмосферного воздуха, почв и поверхностных вод) C Оценка и прогноз состояния защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера B,C,D А Отдельные виды природных ресурсов, источники и уровни антропогенных воздействий, объекты животного и растительного мира Аналитические и прогностические службы Росприроднадзор, Роснедра, Роснедвижимость, Росводресурсы и др. В Человек и окружающая его среда (социально-гигиенический мониторинг) Аналитические и прогностические службы Роспотребнадзор C Параметры погодно-климатической системы, параметры качества компонентов окружающей среды в условиях антропогенного воздействия44 Аналитические и прогностические службы Росгидромет D Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера Аналитические и прогностические службы МЧС России, РАН, Ростехнадзор 4 Состояние сейсмической активности, технической безопасности в отраслях экономики и готовности к действиям в чрезвычай-ных ситуациях МЧС России, РАН, Ростехнадзор 3 Физические, химические и др. параметры околоземного космического пространства, атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв Государственная сеть наблюдений за состоянием окр. среды, ее загрязнением Росгидромета, др. ведомств и субъектов РФ, предприятий 2 Качество продуктов питания и питьевой воды, состояние жилой и производственной среды, состояние природно-очаговых инфекций и др. Роспотребнадзор, Россельхознадзор СИСТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ ОБЪЕКТЫ НАБЛЮДЕНИЙ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ 1,2,3,4 1,3,4 1,2,3 1,3

Слайд 5

5 Мониторинг качества атмосферного воздуха населенных пунктов В основном принципы построения измерительных сетей в странах Европейского Союза и Россииидентичны. Размещение пунктов наблюдений – жилые и промышленные зоны, районы крупных автомагистралей. * - в 2 раза меньше в городах с относительно низким уровнем загрязнения

Слайд 6

6 Контролируемые примеси (обязательная программа) (в сравнении с директивой ЕС 2008/50/EC от 21.05.2008) -* - в Москве и Санкт-Петербурге определяется +) – в отдельных городах по специальной программе Общее число измеряемых примесей в России достигает 38 ингредиентов Мониторинг качества атмосферного воздуха населенных пунктов

Слайд 7

В перспективе в ЕС планируется расширение обязательной программы наблюдений до 12 примесей. В ЕС для городских агломераций с относительно высоким уровнем загрязнения – непрерывные измерения с использованием автоматических газоанализаторов. В России автоматизированные системы наблюдений из-за ограниченных ресурсов широкого распространения не получили. Такие системы, созданные за счет средств бюджетов субъектов РФ, полноценно функционируют только в Москве, Санкт-Петербурге и Череповце. Мониторинг качества атмосферного воздуха населенных пунктов Наиболее широко используются методы отбора проб на сорбционные трубки и жидкостные поглотители с последующим анализом в 154 аккредитованных лабораториях. Полная программа наблюдений предусматривает 4-х разовый отбор проб в сутки – в 1.00, 7.00, 13.00 и 19.00 час.

Слайд 8

Сравнение программ наблюдений в России и странах ЕС

8 Мониторинг качества поверхностных вод

Слайд 9

Принцип формирования наблюдательной сети в странах ЕС (1 пункт на 1000 кв.км территории страны) не учитывает специфические условия России, 75%территории которой неподвержено интенсивному антропогенному воздействию.

9 Мониторинг качества поверхностных вод Плотность сети сопоставима с критериями ЕС для Европейской части страны, где численность населения на единицу площади сопоставима со среднеевропейскими показателями (10-40 чел. на кв.км). Для АТС (0,1- 3 чел. на кв.км) плотность сети на порядок и более ниже критериев ЕС. Oб основных проблемах осуществляемого Росгидрометом мониторинга загрязнения окружающей среды - существующая инфраструктура наблюдательной сети требует существенного расширения и развития; - в коренной модернизации нуждается приборно-техническое оснащение наблюдательной сети; - значительного развития требуют технологии сбора, обработки и представления информации о загрязнении окружающей среды;

Слайд 10

10 в дальнейшем развитии нуждается нормативно-правовой базы, которая пока сдерживает эффективную реализацию полномочий субъектов РФ и обязанностей предприятий по осуществлению мониторинга загрязнения окружающей среды. В настоящее время территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды субъектов РФ и локальные сети наблюдений предприятий составляют суммарно не более 10-15% от сети Росгидромета. Основные направления развития Решение перечисленных проблем предусмотрено в проекте ВЦП Росгидромета «Модернизация и развитие системы мониторинга загрязнения окружающей среды на 2010-2112 годы». Так, в 25 городах будут организованы наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха с использованием автоматических газоанализаторов и измерением мелкодисперсных фракций пыли (РМ 10 и РМ 2,5). До 40 возрастет число городов, в которых осуществляются наблюдения за содержанием в атмосферном воздухе приземного озона. Будет осуществлен повсеместный переход от сокращенной (3 раза в сутки) к полной (4 раза в сутки) программе отбора и анализа проб атмосферного воздуха. Предусматривается создание 26 новых пунктов наблюдений за качеством поверхностных вод, а на 28 пунктах – повышена их категорийность (на 5 пунктах – со 2-ой на 1, на 10 – с 3-ей на 2 и на 13 - с 4-ой на 3).

Слайд 11

11 Предусмотрено переоснащение 5 станций наблюдений за трансграничным переносом загрязняющих веществ средствами измерений, отвечающими международным требованиям. Существенной модернизации подвергнется и лабораторно-аналитическая база. В 21 региональном центре Росгидромета предусматривается внедрение современных технических средств и технологий сбора, обработки и представления данных о загрязнении окружающей среды. Необходимый объем финансирования программы (бюджет принимаемых обязательств) в 2010-2012 гг. составляет 921,68 млн. рублей, в том числе: - 503,48 млн. рублей - на капитальные вложения; 78,8 млн. рублей - на НИОКР; 339,40 млн. рублей – на прочие нужды. Одновременно с решением вопросов финансирования ВЦП необходимо принятие нового нормативного акта, регулирующего порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды (проект представлен в Минприроды России 03.03.2008 г.) На последующих этапах потребуется переоснащение 620 пунктов наблюдения автоматическими газоанализаторами, организация аналогичных наблюдений в 41 городе с численностью населения более 100 тыс.человек, создание 315 дополнительных пунктов наблюдений за загрязнением поверхностных вод 1 и 2 категорий, расширение сети и программ наблюдений на озерах и водохранилищах (озера Байкал, Ладожское, Онежское и др., Усть-Илимском, Цимлянском и др. вдхр.). По предварительным оценкам для этого необходимо 17,5-18 млрд.рублей.

Слайд 12

12 Основные политические предпосылки для развития Важность использования результатов мониторинга в целях охраны окружающей среды подчеркнута в итоговых документах Киевской конференции Министров окружающей среды региона ЕЭК ООН, определивших мониторинг загрязнения, как «практический инструмент для разработки экологической политики, установления целей, подготовки стратегий и мероприятий, направленных на снижение загрязнения, а также для оценки прогресса в достижении поставленных целей и эффективности природоохранных мероприятий». Реализация данного подхода предусмотрена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р, которым в качестве одного из целевых показателей Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года принято «сокращение числа городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения не менее чем в 5 раз». В состав показателей и целевых индикаторов ряда проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1663-р) включены: - снижение количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения со 170 в 2008 г. до 160 – в 2010 и 135 – в 2012 г.; - снижение доли городов, где среднегодовые концентрации одного или нескольких загрязняющих веществ в атмосферном воздухе превышают ПДК, в общем числе городов, где проводятся регулярные наблюдения, с 85% в 2008 г., до 82% – в 2010 и 80% - 2012 г.

Слайд 13

13 Спасибо за внимание!

Слайд 14

14 Oб использовании результатов осуществляемого Росгидрометом мониторинга загрязнения окружающей среды Подготовленные Росгидрометом перечни городов, указанных в распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 г. по состоянию на 01.01.2008 г., представлены в Минприроды России 15 апреля с.г. Спасибо за внимание!

Слайд 15

15 Предварительный анализ полученных в 2008 г. результатов мониторинга загрязнения окружающей среды показывает, что в целом, в большинстве регионов страны отмечается стабилизация или незначительное снижение уровней загрязнения поверхностных вод по сравнению с 2007 г. Аналогичные тенденции характерны и для загрязнения атмосферного воздуха многих городов страны. Вместе с тем, в некоторых городах страны отмечается некоторый рост уровней загрязнения, связанный в первую очередь, с продолжающимся ростом автотранспортного парка. Об изменении уровней загрязнения окружающей среды в 2008 г. по сравнению с 2007 г. В значительной мере отмеченные изменения обусловлены снижением случаев аварийного загрязнения окружающей среды. В 2008 г. количество аварий, сопровождавшихся поступлением загрязняющих веществ в окружающую среду, снизилось по сравнению с 2007 г. с 77 до 55. Аварий, связанных с поступлением радиоактивных веществ в природную среду, в 2008 г. не было. Радиационная обстановка оставалась стабильной, содержание радионуклидов антропогенного происхождения в атмосферном воздухе, почвах, поверхностных водах суши и морей сохранилось на уровне 2007 г.

Слайд 16

16 Организационно-структурная схема осуществляемого Росгидрометом мониторинга загрязнения окружающей среды Росгидромет (формирование и обеспечение функционирования наблюдательной сети; научно-методическое и метрологическое сопровождение деятельности наблюдательной сети; сбор, обобщение и анализ данных; подготовка и представление материалов с оценкой уровней загрязнения окружающей среды на территории страны; ведение разделов Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнения) Мониторинг химического загрязнения окружающей среды

Слайд 17

17 Мониторинг радиоактивного загрязнения окружающей среды Осуществляется в соответствии с постановлением Правительства СССР от 04.02.1961 г. На первом этапе его основной задачей являлась оценка радиационной обстановки на территории страны в результате глобальных радиоактивных выпадений, обусловленных проведением «атмосферных» ядерных испытаний. В последующем этот вид мониторинга внес определяющий вклад в оценку уровней радиоактивного загрязнения окружающей среды, обусловленных радиационными авариями на ПО «Маяк» на Южном Урале, катастрофы на Чернобыльской АЭС, захоронением радиоактивных отходов на акваториях Арктических и Дальневосточных морей и т.д. Основные задачив настоящее время: - участие в выполнении обязательств в рамках Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии и Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (постановление Правительства РФ от 18.05.2006 г. № 297); - реализация обязательств по Межправительственному Соглашению об обмене данными радиационного мониторинга между Североевропейскими странами (постановление Правительства РФ от 28.02.2002 г. № 133); - уточнение радиационной обстановки в рамках ФЦП «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года»; - создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки в рамках ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года».

Слайд 18

18  – АЭС; - РОО ●– аэрозоли ●– выпадения Мониторинг радиоактивного загрязнения окружающей среды По состоянию на 01.01.2009 г. действуют: 1308 пунктов по измерению мощности экспозиционной дозы гамма-излучения; 49 пунктов по отбору проб радиоактивных аэрозолей; 407 пунктов по отбору проб радиоактивных выпадений; 45 пунктов по отбору проб поверхностных вод и 10 пунктов по отбору проб морских вод для анализа на содержание Sr-90; 31 пункт по отбору проб осадков и 15 пунктов по отбору проб речной воды для определения содержания трития. Анализ проб выполняется в 40 радиометрических лабораториях. Аналитическая информация Оперативные данные

Слайд 19

19 Мониторинг химического загрязнения окружающей среды Осуществляется с 1972 года(постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов») Состав наблюдательной сети по состоянию на 01.01.2009 г.

Слайд 20

Мониторинг химического загрязнения окружающей среды

20 Требования к организации наблюдений: ГОСТ 17.2.3.01-86 «Правила контроля качества воздуха населенных пунктов»; ГОСТ 17.1.3.07-82 «Правила контроля качества воды водоемов и водотоков»; ГОСТ 17.4.3.04-85 «Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения». Специализированные (*) виды наблюдений осуществляются по международным программам.

Слайд 21

21 Прогнозирование неблагоприятных для рассеивания примесей метеорологических условий (НМУ) в соответствии со ст. 19 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» Мониторинг качества атмосферного воздуха населенных пунктов Предупреждения о возникновении НМУ для 318 городов передавались в 2008 г. в городские администрации, органы контроля и надзора, а также на 3132 предприятия для осуществления мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ. Достоверность передаваемых предупреждений о возникновении НМУ составляет в среднем 94-97%, т.к. она определяется достоверностью краткосрочных (1-3 суток) прогнозов метеорологических параметров.

Слайд 22

Мониторинг качества поверхностных водОбщий перечень определяемых показателей

Слайд 23

Мониторинг качества поверхностных водКатегории пунктов наблюдений и факторы, определяющие их установление

Слайд 24

Мониторинг загрязнения морской среды90% из 320 станций наблюдений по состоянию на 01.01.2008 г. располагались в прибрежных водахи территориальном море, для которых характерны высокие уровни антропогенной нагрузки (жилищно-коммунальное хозяйство, промышленная и сельскохозяйственная деятельность). Из-за ограниченных ресурсов и специализированных судов ежегодные целевые наблюдения на станцияхв открытом море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерациипрекращены. Они выполняются как сопутствующие при комплексных экспедициях.Регулярные наблюдения за загрязнением донных отложений, которые включены в стандартную программу ЕС, проводятся не более чем на 10% станций.

24 Мониторинг качества поверхностных вод Национальные требования к формированию наблюдательной сети, «привязывающие» пункты наблюдений к фоновым и трансграничным участкам акваторий, расположению крупных населенных пунктов и предприятий, замыкающим створам больших и средних рек и устьям загрязненных притоков крупных водоемов и водотоков и т.д., не противоречат подходам ЕС и учитывают специфические особенности территории России. Раздел «Загрязнение» Единой системы информации об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО) Ежегодник качества морских вод по гидрохимическим показателям

Слайд 25

Мониторинг качества поверхностных водСпециализированная сеть наблюдений

25 Показатели, определяемые в донных отложениях

Слайд 26

Мониторинг качества поверхностных водПрограммы наблюдений в пунктах разной категории

Слайд 27

27 В соответствии с законодательством незамедлительное предоставление территориальными органами Росгидромета информации о загрязнении окружающей среды осуществляется при выявлении уровней загрязнения, которые «оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую среду», а также в условиях «аварийного» загрязнения. Конкретный порядок взаимодействия ФОИВ и использования результатов мониторинга регулируется «Временным положения о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды» (регистрационный № 946 Минюста России от 11.09.1995 г.). В настоящее времяновая редакция данного документа, откорректированная с учетом уточнения функций Минприроды России и подведомственных федеральных агентств и служб, представлена Росгидрометом в министерство 05.03.2009 г. По мнению Росгидромета принятие данного документа позволит существенно повысить эффективность использования мониторинговой информации при возникновении высоких уровней загрязнения и в условия техногенных аварий. Что касается использования результатов мониторинга о «хроническом» характере загрязнения, то по этому направлению действуют следующие правовые нормы:

Слайд 28

28 Oб использовании результатов осуществляемого Росгидрометом мониторинга загрязнения окружающей среды - «информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), используется органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки федеральных программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприятий по охране окружающей среды» (ст. 63 ФЗ «Об охране окружающей среды»); - ежегодные государственные доклады о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации должны служить «основой для уточнения приоритетных областей и направлений природоохранной деятельности, а также программ, направленных на улучшение экологической обстановки в Российской Федерации» (постановление Правительства РФ от 24.01.1993 г. № 53). Сводная аналитическая информация, подготовленная Росгидрометом по результатам ежегодного обобщения данных представляется в Минприроды России для использования при подготовке вышеуказанных Государственных докладов.

Посмотреть все слайды